Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№31 от 16 августа 2018 г.
Шмендра в эпоху победившего интернета
 Анна ШИРЯЕВА: «Я – мягко говоря, не самый широко известный артист, меня не показывают по телевизору»

Рязань, если подумать хорошенько, город счастливый. По крайней мере, с точки зрения песенной культуры страны. Ведущие рокеры, барды, а теперь и рэперы приезжали и приезжают к нам регулярно, один за другим, некоторые даже зачастили так, что бывают раз в полгода. Причем это серьезные авторы в довольно широком спектре известности – от собирающих большие залы до собирающих небольшие клубы (наверное, можно не объяснять, что качество песен и количество поклонников – вещи далеко не всегда взаимосвязанные).  

Но вот было в этом правиле одно исключение, которое лично меня всегда огорчало – в Рязани никогда не выступала Шмендра. Под этим псевдонимом юная Анна ШИРЯЕВА записала в 2000 году альбом «Дорога на Калланмор» вместе с еще одним менестрелем по имени Крыс. И альбом стал культовым сначала среди «ролевиков», а затем и среди тех, кто просто любит отличные песни. И жила потом Анна Ширяева в своем Новосибирске, иногда выезжая поиграть в Москву, Питер и некоторые другие города, а до Рязани почему-то никогда не добиралась. Только новости доходили: вот она сыграла концерт в Новосибирске с местными джазистами, вот победила в конкурсе Грушинского фестиваля в номинации «автор». Но все плохое заканчивается, и совсем уже скоро Анна впервые собирается дать концерт в Рязани – он должен пройти вечером 21 августа в «Кафе 108», что на улице Свободы, 35. Трудно было удержаться от того, чтобы не поговорить с одним из ярких российских авторов накануне его дебютного выступления в нашем городе. 



– Анна, в очередной свой тур по России вы отправились вдвоем с гитарой. А были попытки создать коллектив и, если были, насколько оказались успешны? 

– Я играла со многими группами, не скажу, что сама их собирала. Просто ко мне в какой-то момент приходили люди и говорили: «Давай сыграем твои песни!» Были «СтереотипЫ» (2003, кажется, год), «Третий шаг» (2006–2010 годы). Сейчас я сотрудничаю с джазовым составом «Актру Бэнд». Скажу очевидную, наверное, вещь. Гастроли коллектива из четырех человек – это серьезный бюджет на дорогу, проживание и так далее. Я – мягко говоря, не самый широко известный артист, меня не показывают по телевизору. Поэтому все эти расходы окупятся выручкой с концертов только в одном случае – если за дело возьмется серьезный организатор с широкими возможностями рекламы, который сможет собрать в своем городе большой зал. Мне пока предложений от таких организаторов не поступало. Спонсорской помощи у меня тоже нет никакой. Поэтому я делаю то, что может окупиться – серию сольных концертов в тех городах, где у меня есть контакты площадок или куда меня звали.

– Я знаю, что вы живете в Новосибирске. Другой новосибирец Дмитрий Ревякин давно переехал в Москву – в начале 2000-х я приезжал к нему на интервью в Южное Бутово. Так же поступили многие другие рокеры из не самых европейских городов России. А у вас никогда не возникало желания переехать на запад страны, в столицы? Оттуда ведь проще «конвертировать» (если это слово уместно) свои замечательные песни в радиоротации, участие в самых популярных фестивалях, новые альбомы. 

– Да, я живу в Новосибирске. Но сейчас время победившего интернета и, мне кажется, тезис про «конвертируемость» уже несколько устарел. В фестивалях участвовать проще, факт, возможно, несколько проще найти музыкантов, но и только. Я не знаю, как дела обстоят у рокеров. Но, например, мои знакомые джазмены ездили из Москвы как раз в Новосибирск, чтобы записать альбом. Мой самый свежий альбом «Ягода Солнце» записан в Москве на студии «Резонанс» у Олега Маркелова – но только потому, что именно там нашлись энтузиасты, которые помогли с записью этого альбома, а в Новосибирске таких людей на тот момент не нашлось. Ранее находились – песня «Со мной» записана на новосибирской студии «Cobra music», одной из лучших у нас в городе, качество записи отличное. Очень много достойных проектов существует в регионах, и в Москву эти люди переезжать не торопятся. 

– Наверное, самая известная ваша песня – «Вей, мой ветер», записанная почти 20 лет назад на альбоме «Дорога на Калланмор». Мне кажется, именно по ней вас знают в первую очередь. Относительно недавно записан новый студийный вариант этой композиции уже с акустическим составом. Что-то изменилось за 15 лет в понимании этой песни, в том, какое место она занимает в вашем творчестве? Проще говоря, есть ли для самой Анны Ширяевой песни «главнее»? 

– Песни живые, они как дети. Кто из родителей сможет ответить, какой из детей для него «главный»? Эмоционально меня больше всего затрагивают песни, написанные совсем недавно, по понятным причинам. Они еще маленькие, их еще нужно научиться правильно исполнять, а это процесс, растянутый во времени. Песня «Вей, мой ветер» временем проверена, она точно «получилась». Я ее люблю за цельность и возможность погрузиться в то состояние, в котором я ее написала. Каждый раз получается.

– В прошлом году вы стали лауреатом Грушинского фестиваля в номинации «автор». Впервые участвовали в конкурсе престижного бардовского форума? И насколько уютно чувствовали себя в этой среде, где многие все еще поют самопальные вирши о палатках и кострах, воспевая «наш строй гуманный, развитой туризм»? 

– Это был мой второй поход в конкурс Грушинского фестиваля. Первый был в 2014 году – я тогда прошла первый тур, но не нашла себя в списке, ушла несолоно хлебавши в свой дальний лагерь и на второй тур просто не явилась. В прошлом году все было четко, и получился вот такой результат – он меня, признаться, удивил, мне казалось, что мое творчество для этого фестиваля «неформатное». Я ошибалась, конечно – границы жанра авторской песни в последнее время сильно расширились. Посмотрите, например, на то, что делает Александр Щербина или Ольга Чикина. На Грушинском можно услышать очень разнообразную музыку – среди гостей фестиваля этого года была Анна Герасимова (Умка), такое раньше и представить себе было невозможно. Я мало езжу по фестивалям, но те, кто ездит, говорят, что Грушинский – один из самых интересных. Я и сама чувствую себя там очень комфортно. У меня много друзей нашлось, общая атмосфера праздника разлита в воздухе – все это заставляет возвращаться туда снова и снова. В этом году даже довелось в жюри первого тура посидеть – очень интересный был опыт. 

– На многих фотографиях Анна Ширяева заразительно смеется. Это ведь не постановка – в жизни вы так же смешливы и похожи на маленькое солнышко? 

– Не знаю, похожа ли я на солнышко – это не у меня надо спрашивать, а вот улыбка у меня накладная, конечно. В жизни у меня лицо онемело бы так смеяться все время. Поэтому вожу с собой в чемодане эту улыбку и баллончик со смехом: надела, распылила – и на концерт! 

Лучше хором

Вей, мой ветер

Я не умею читать молитвы – я просто чувствую боль
Я не умею ловить твои стрелы – я просто для них мишень
Я, как свеча, говорящим воском плачу в твою ладонь,
И ночь отступает, и небо светлей
Я не училась двигать мирами – я просто танцую во сне
Кто я такая, я растеряла свои имена
Это не я попадаю по струнам – струна попадает по мне,
И если звенит – значит, весна
Вей, мой ветер, по площадям,
Задирай юбки, растрепывай волосы
К самым горячим и ласковым снам
Неси меня, ветер, куда зовет голос,
К родным берегам
Я не училась летать, я не птица – я просто, как пух, легка
Не удержаться, не остановиться, не зацепиться за твердь
Я не умею писать эти песни – просто твоя строка
Вскрыла мне вены и вышла на свет сама
Я не умею любить так безбожно, падать, закрыв глаза,
Так безнадежно, так неосторожно, сердцем на острие
Тысячелетние ягоды солнца – плачут мои образа,
А тело смеется – мне так хорошо с тобой!..
Вей, мой ветер, по берегам
Пригоршни зерен бросай в мое сердце
К самым горячим, безумным ладам
Неси меня, ветер, сквозь звезды и тернии
К родным берегам
Я давно отпустила поводья, перестала смотреть в зеркала
В этом мире точных значений я - словно бесформенный звук
Заткни мною брешь или брось меня в пламя, или просто пой из меня
Делай, что хочешь, только не отпускай из рук
Вей, мой ветер, по небесам
По четырем направлениям света
К самым горячим, живым чудесам
Неси меня, ветер, в край вечного лета
К родным берегам
Анатолий Обыдёнкин