Новая газета
VK
VK
Twitter
Рязанский выпуск
№31 от 16 августа 2018 г.
Свежие новости
Плакат нашего времени
 Художник-дизайнер Александр СУХАНОВ – о своей выставке, концептах и политическом плакате

При слове «плакат» люди, в основном старшего и среднего поколений, сразу вспоминают наглядную агитацию Советского Союза, кому-то на ум приходит изображение дяди Сэма, призывающего американских солдат на Первую Мировую войну, а некоторые оригиналы начинают цитировать строки Владимира Маяковского про шершавый язык этого самого плаката. В общем, складывается впечатление, что эпоха подобных изображений ушла безвозвратно. Но открывшаяся недавно в Музее истории молодежного движения (ул.Свободы, 79) персональная выставка Александра Суханова утверждает совершенно обратное. Ведь, по словам художника, плакат никуда не исчез из нашей жизни, а несколько трансформировался. Об этом он и рассказал в предлагаемом интервью. 



Александр СУХАНОВ родился, живет и работает в Рязани. Окончил Рязанское художественное училище, затем отделение дизайна рязанского филиала МГУКИ. Постоянный участник выставок Союза художников России.

– Почему в своем творчестве ты выбрал жанр плаката?

– Для начала я хотел бы рассказать об открывшейся выставке. Экспозиция состоит из трех десятков плакатов, выполненных в период с 2003 по 2018 год. За этот период накопилось очень большое количество работ, а данная выставка составлена таким образом, чтобы дать представление о том, как концептуальное искусство перетекает в коммерческое. 



На этой выставке наряду с концептуальными и коммерческими работами можно отметить плакаты «Россия. Любить, верить, строить» и «Россия – открытая душа». Они уже являются готовыми вещами. И когда будет стоять задача сделать патриотическую социальную рекламу, а таких заказов достаточно много, то уже можно предложить эти работы как основу. Графические приемы, шрифты, которые нарабатываются в непрерывном творческом процессе, впоследствии используются в коммерческих целях. Для создания действительно качественного дизайна очень важно развиваться творчески и совершенствовать свои профессиональные навыки. 



Плакат – это любимое дело юности, перетекшее в профессию. Не ты выбираешь профессию, а профессия выбирает тебя.

– Скажи пару слов о представленных работах.

– Например, плакат под названием «Мудрость, как смерть» был исполнен в 2004 году, а «Слезы империи» и «Страсти империи» приурочены к 100-летию Октябрьской революции. Ранние мои работы «Fight», «Elite» и «Модуль» демонстрируют графическое отражение слова.



– Что особенного ты видишь в искусстве плаката?

– Плакат – это графическое выражение мысли. Его не читаешь, как текст, а считываешь информацию визуально. Идея в нем должна прослеживаться четко и ясно. Плакат приемлет любые графические приемы, может быть симбиозом шрифта, графики и фотографии.



Некоторые художники считают жанр плаката отжившим. Но это мнение, на мой взгляд, ошибочное. Достаточно выйти на улицу и посмотреть по сторонам. Повсюду нас окружает наружная реклама, по сути – это та или иная форма плаката.

– На твой взгляд, плакат выполняет сейчас те же функции, что и сто лет назад?

– Да, так и есть! Меняются мировые тенденции, мода и так далее, а человеческие потребности остаются неизменными. Промышленность удовлетворяет повседневные нужды общества, политики продолжают заниматься решением общественных вопросов. Все это нуждалось, нуждается и будет нуждаться в информационной поддержке, и плакат в данном случае, как и сто лет назад, будет выполнять ту же самую функцию.   

– Расскажи о выборке политического плаката на своей выставке.

– Политической агитацией я занимаюсь больше десяти лет и работал на очень многих избирательных кампаниях как в Рязани, так и за ее пределами. И за это время работ накопилось очень много, залов в музее не хватило бы, чтобы все это выставить. Поэтому на выставке представлена небольшая выборка из наиболее полюбившихся работ, это плакаты для нынешнего губернатора Рязанской области Николая Любимова, его предшественника Олега Ковалева, Ирины Слуцкой и другие.



Со временем политический плакат становится отличной иллюстрацией исторических событий. И, может быть, лет через сто эти предвыборные плакаты станут экспонатами какой-нибудь документальной исторической выставки. Возможно, даже в залах этого музея. Надеюсь, что музей за это время останется на прежнем месте и будет продолжать свое развитие.

– Судя по представленным плакатам, ты тесно сотрудничаешь с партией «Единая Россия».

– В нашей стране всегда была какая-то доминирующая политическая система. Если вспомнить многочисленные цитаты политологов, многие называют это исторической традицией, будь то царские времена или советская эпоха. Я бы не сказал, что специально стремился в ряды «Единой России», это само собой пришло со временем. Все началось с небольших заказов, а потом пошло-поехало, одна избирательная кампания сменяет другую, и так год за годом. Работать в профессиональных PR-командах – интересное дело, иначе я бы этим не занимался столько лет.

– Какие планы на будущее?

– Продолжать любимое дело и творчески расти. «Не останавливаться на достигнутом!», как гласит слоган на одном из экспонатов моей выставки.

Выставка продлится до начала сентября. График работы музея: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса работает до 17.00). Выходной – воскресенье. Телефоны для справок: 25-71-71, 25-52-50, 25-89-10.
 
 
 
Георгий ТИТОВ