Новая газета
VK
VK
Twitter
Рязанский выпуск
№18 от 16 мая 2019 г.
От идеалов до иллюзий
 Основатели рязанского комсомола, укротитель атома и автор культового советского фильма на выставке «Век комсомола»

Выставка «Век комсомола», открывшаяся в Музее истории молодежного движения 29 октября 2018 года к 100-летию ВЛКСМ, сохраняет свой юбилейный потенциал и в нынешнем году: 28 апреля сто лет со дня основания отметила рязанская комсомольская организация. Тем более актуальны концепция и экспозиционное наполнение выставки. В предыдущем номере «Новая» рассказала о, пожалуй, самом важном и ценном ее секторе, посвященном трагическому 1941 году. Сегодня мы продолжим заочную экскурсию по выставке, представив еще некоторые имена и уникальные экспонаты.

Ставка на оригиналы

Экспозиция логически составлена из нескольких сегментов. В первом зале представлены блоки, посвященные становлению комсомола, Гражданской войне, двадцатым и тридцатым годам, эпохе террора, фронтовым действиям и жизни тыла, а также послевоенному сталинскому времени.



Во втором зале отражены светлые страницы истории комсомола: поездки на целину, романтика стройотрядов, эпопея строительства Братской ГЭС, триумф покорения космоса, восторг от фестиваля молодежи и студентов, интернационализм. И наполненное оптимизмом и верой в светлое будущее искусство – от литературы до скульптуры. Радостную атмосферу зала задают произведения литовского художника-графика Стасиса Красаускаса (всем знакома его «Юность» – изящное лицо девушки с развевающимися волосами из веток ивы) и романтическая скульптура «Летний дождь» рязанского автора Антонины Усаченко.

Все эти блоки в своей совокупности представляют вековую историю комсомола.

– Но что такое история комсомола? Это история молодого человека советской эпохи, – рассказывает автор экспозиции «Век комсомола», историк Александр НИКИТИН. – Надо почувствовать запах времени, представить его материальные приметы, разглядеть за ними человека прошлого, с его ментальностью, идеалами, интересами и иллюзиями. Многослойную тему истории советского комсомола мы раскрыли через подлинные человеческие судьбы, далекие от хрестоматийности. Каждая судьба уникальна, но она несет в себе нечто типическое для каждого исторического отрезка. Экспозиция не должна была увязнуть в местечковости. Да, она обязана нести рязанские мотивы, отразить развитие рязанской организации ВЛКСМ, но одновременно охватывать уровень истории комсомола и страны в целом. Этой задачей диктовался отбор экспонатов, которые я сам закупал по всей стране, за отсутствием у музея денег, а у рязанского Минкульта – желания их выделять.  Конечно, это должны были быть подлинники, которые останутся теперь в фондах МИМД как их украшение. Допустим подлинная фотография 1918 года Авраамия Завенягина – находка уникальная. С другой стороны, она существует в экспозиции на равных правах с обыкновенными (но подлинными!) путевками на целину или Московский фестиваль молодежи и студентов 1957 года. Это все артефакты эпохи.

Суровый мартиролог

Сложность логических связей экспозиции чувствуется уже в первом сегменте – рождение комсомола. Выставку открывают портрет писательницы Раисы Васильевой и ее книга «Первые комсомолки». Символическое название книги становится камертоном всей темы: под ее обложкой собрана судьба самой первой комсомольской генерации – 1917 года. Васильева описывает подлинные истории: Катя, Глаша, Зина, Аня, Таня, Маня, Мильда, сама Раиса Васильева – добрые подруги, фабричные работницы, первые петроградские комсомолки. Книга, написанная безыскусным, ровным языком, является по сути суровым мартирологом. По ходу событий девушки складывает голову одна за другой. К концу в живых остаются лишь двое: сама Васильева и ее подруга латышка Мильда.

Непредвиденный финал их повести напишет сама жизнь. Только потом мы догадываемся, что Мильда – это Мильда Драуле, жена Леонида Николаева, совершившего убийство Кирова. Его роковой выстрел поставит крест на судьбах и Мильды Драуле, и Раисы Васильевой. Начинается волна «большого террора», и подруги не избегают общей участи. Драуле расстреляли сразу. Васильеву – в 1938 году. Весь тираж «Первых комсомолок» изъяли из обращения, а имя Васильевой исключили из титров знаменитого фильма «Подруги» (1935), снятого Львом Арнштамом по ее сценарию. Спустя годы книгу переиздадут, но в ней не будет ни портрета Васильевой, ни ее посвящения подругам. Но, отдавая дань памяти, именно с портрета Васильевой начинается рязанская выставка «Век комсомола».

Любопытно, но в связи с книгой Раисы Васильевой «всплывают» и имена трех братьев-рязанцев Слепковых. К Владимиру Слепкову, редактору газеты «Юный пролетарий», первому попадает рукопись ее книги. Но гораздо более известен другой брат – Александр, создатель и первый редактор «Комсомольской правды». И третий брат – Василий, один из первых русских генетиков, профессор Казанского университета. В тридцатых годах братья попадут в жернова террора, их имена будут забыты, но выставка «Век комсомола» возвращает их в историю Рязанского края. 

Собрать кворум

Тема «первых» продолжается портретом Авраамия Завенягина, одного из членов первого оргкомитета рязанских комсомольцев. Вопрос о создании комсомольской организации в нашем городе решался 28 апреля 1919 года. Но собрание чуть было не сорвалось: пришли только пять активистов и кворум не был достигнут. И тут очень кстати в Рязани оказались десять молодых коммунистов из Скопина (в их числе был и Завенягин): они ехали на фронт и в нашем городе сделали остановку. Их уговорили присоединиться и нужное количество голосов было собрано. Так родился рязанский комсомол.

Для Авраамия Завенягина комсомол стал, что называется, социальным лифтом, получив который, он неуклонно двигался вверх. Пока наконец судьба не настигла его в эпицентре взрыва первой советской атомной бомбы, к которому он, как заместитель Берии в атомном проекте, имел прямое отношение. Выехав к эпицентру взрыва на машине, Завенягин на обратном пути застревает в песках. В результате получает серьезные дозы радиоактивного облучения. По всей видимости, лучевая болезнь и стала причиной его скоропостижной смерти. Дважды Герой Соцтруда Авраамий Завенягин умирает в должности министра среднего машиностроения в возрасте 55 лет.

Последняя капля

Имя Завенягина влечет за собой и имя одного из организаторов сапожковского комсомола, писателя Ивана Макарьева. В 1936 году Макарьев был арестован, после освобождения в 1943 году работал в Норильске. И в это же время в должности директора Норильского горно-металлургического комбината там трудился Завенягин и наверняка знал о земляке.

В Москву Макарьев вернется лишь в 1956 году, встретит Фадеева и в вестибюле Союза писателей со словами: «Ты предал меня! Много лет ждал я этой минуты!» – даст ему знаменитую пощечину. Дело в том, что подпись Фадеева была обязательной при аресте любого писателя. Случилась эта пощечина примерно за несколько дней до самоубийства Фадеева. Возможно, она и стала последней каплей?.. Сам Макарьев, которого даже сделают секретарем партийной организации секции критиков Союза писателей, в 1958 году вскроет себе вены, скажется посттравматический синдром…

Литературная линия выставки «Век комсомола» представлена также Ярославом Смеляковым и его стихотворением «Губернская Рязань», Виктором Кином и его романом «По ту сторону», по которому в 1957 году (через 20 лет после расстрела автора) будет снят популярнейший фильм, в котором прозвучит знаменитая песня «О тревожной молодости». Режиссер картины – уроженец Егорьевска Федор Филиппов, тоже из комсомольцев двадцатых. Темой отдельного разговора может стать Николай Богданов и его роман «Первая девушка», прообразом места действия которого является Сасово и его округа.

Из упоминаний фильмов «Подруги» и «По ту сторону» понятно, что сквозным мотивом экспозиции проходит и кинематографическая линия. Одно из знаковых лиц выставки – Семен Фрейлих, комсорг школы № 1, единственный рязанец, поступивший в Институт философии, литературы и искусства. Сын репрессированного отца, пошедший в 1941 г. добровольцем, ставший фронтовым разведчиком, а после войны – искусствоведом и кинодраматургом. По его сценарию был, в частности, снят один из лучших послевоенных фильмов «Солнце светит всем». Главный герой ленты получает на фронте тяжелое ранение и теряет зрение, но, несмотря на это, пытается в мирной жизни вернуться к профессии учителя. Мало кто знает, что прототипом этого героя был рязанец Анатолий Голиков. Вернувшись с фронта полностью слепым, он поступил в пединститут, а потом преподавал школе № 1.

…Десятки имен, знаменитых и практически неизвестных. И все их выставка «Век комсомола» складывает в одну большую историю: ВЛКСМ, страны и Рязани.

Выставка «Век комсомола» работает в Музее истории молодежного движения (ул. Свободы, 79) до конца 2019 года.Основатели рязанского комсомола, укротитель атома и автор культового советского фильма на выставке «Век комсомола»