Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№14 от 16 апреля 2020 г.
Театр одного голоса
 Любовь ЯЧМЕННИКОВА умеет превращать певческие истины в бриллиантовые россыпи

Однажды в Рязанском музыкальном колледже им. Пироговых мне довелось проходить мимо вокального класса с приоткрытой дверью, на которой висела табличка «Любовь Александровна Ячменникова». Не услышать, как идет занятие, было невозможно. Обращал на себя внимание голос преподавателя. Казалось, что идет урок сценической речи, настолько красивым было звучание по обертонам и модуляциям, по значимым смысловым акцентам, по глубине того, что педагог старался донести до ученика. И не случайно вспомнился Гарсиа Лорка:

Я люблю человеческий голос,
Одинокий человеческий голос,
Измученный любовью
и вознесенный над гибельной землею.
Голос должен высвободиться из гармонии мира
и хора природы
ради своей одинокой ноты.

Низкий бархатный голос, выразительность интонации и культура изложения материала сделали свое дело: в паузу я приоткрыла дверь, чтобы попросить разрешения присутствовать на уроке. Мне любезно позволили войти, и уже через мгновение я стала соучастницей происходящего. Было ощущение, что педагог и до меня пытается донести певческие истины, постижение которых необходимо для овладения вокальным искусством. Я попала не только под обаяние речи маленькой женщины, которая забирала в свой плен легко и безоговорочно. Ее хотелось слушать, за ней хотелось идти по извилистым дорогам исполнительского искусства. 



Нашу беседу с педагогом мы начали с разговора о сценической речи, владение которой требуется не только артистам драматических, но и музыкальных театров. Любовь Ячменникова с благодарностью вспоминает педагога Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского Эдуарда Чарелли.

 – Учитель и человек был потрясающий. Певец, потерявший голос и ставший отоларингологом, потом окончил ВГИК. Он знал голосовой аппарат как никто! Мы у него и лечились, и учились. Много книг написал. По его учебникам обучались и студенты ВГИКа, и вокалисты консерваторий. Он очень помог мне в освоении вокальной техники, – говорит Любовь Ячменникова, в недавнем прошлом – солистка рязанской филармонии, музыкального театра в Барнауле, а сегодня – не менее одаренный педагог, стоявший у истоков открытия вокального отделения специализации «Академическое пение» в Рязани.

Коллеги отзываются о ней не только как о прекрасной вокалистке, но отмечают и ее широкий кругозор. 

 – Редкое сочетание высокого интеллекта с тончайшей музыкальностью делают ее персону фигурой уникальной на нашем музыкальном небосклоне. Любовь Александровна – театр одного актера, бриллиантовая россыпь! Слушаешь ее и видишь перед собой испанку, если она поет соответствующую музыку. А как она исполняла русские народные песни! Это были настоящие драматические трагедии – новеллы. И никогда не повторялась, тонко ощущая стилистику произведений. Поэтому и самоотдача была потрясающей, и зрители не могли не отзываться, и успех всегда сопутствовал ей. Но ведь она и методист сильный! Вы бывали на ее уроках? Настоящий профессор! Вокал ведь – темное дело, сплошная физиология. Попробуй-ка объясни, что да как нужно сделать, чтобы у тебя и в тебе зазвучало! А Ячменникова может, потому что знает, потому что профессионал! – говорит теоретик Людмила Кочеткова. 

Обладая такими прекрасными актерскими данными, не могла Любовь Александровна не использовать их во всю мощь своего самобытного таланта. В ее репертуаре много чтецких программ с умелым соединением стихов и вокальных номеров. 

В педагогической среде редко можно услышать о хорошей дружбе, но и здесь, похоже, наша героиня являет собой исключение. «Она – уникальное явление, верный друг, готовый всегда прийти на помощь. И главное – настоящий пример бескорыстного служения своему делу», – говорит о ней коллега Наталия Макарова. 

Фальшь сибирячке Ячменниковой не свойственна ни в музыке, ни в жизни, а потому она в хороших отношениях с педагогом по вокалу РМК – Светланой Трач. Конкурентки? Конечно, потому что «одного поля ягоды»: обе – сибирячки, а талантливым людям и делить-то нечего, ибо каждому есть, что сказать и в искусстве, и в педагогике.  

Что помнит наша героиня из детства? Дед погиб на фронте. От него у мамы гоголевская фамилия Бульба. Была она украинской певуньей и плясуньей в художественной самодеятельности Челябинского тракторного завода. Вот от кого девочка унаследовала страсть к вокалу и выступлениям. 

– Как спела в пионерлагере «Петушка», так и начались мои первые шаги в пении, – вспоминает Любовь Александровна. – Книжки читала про певцов. Жила рядом с лесом, бегала туда петь, потому что там голос хорошо звучал, про акустику тогда ничего не знала еще. Громко пела призывные патриотические и маршевые песни. И маме я благодарна за то, что она меня очень образовывала. Я читала Белова, Проскурина, Астафьева. И много пела. А однажды главный инженер нашего ДОКа, проходивший мимо, сказал, что мне нужно учиться, чтобы стать настоящей певицей. И, как у Пушкина сказано, – «слово было найдено».

Много общего оказалось у Любови Ячменниковой с известной всем Фросей Бурлаковой из фильма «Приходите завтра». Ученица профессора Леонтины Краснопольской, Люба была активисткой на курсе, отвечала за учебно-воспитательную работу, успевала справляться со всеми нагрузками и пела в оперной студии малоизвестного в то время Евгения Колобова, который потом создал и возглавил Московский театр «Новая опера», за что получил в 2003 году Государственную премию РФ.

Во время учебы в консерватории Любовь познакомилась со своим будущим мужем – певцом из Рязани Петром Ячменниковым, который служил в Ансамбле песни и пляски Уральского военного округа, а затем учился с Любой в Уральской консерватории на одном курсе. 


1991 год. Штраус, «Цыганский барон». Любовь Ячменникова в роли Саффи

После окончания консерватории молодые артисты приехали в Рязань и с 1983 по 1989 годы служили в областной филармонии. Но им очень хотелось поработать в хорошем музыкальном театре, поэтому они уехали солистами в Барнаул, где прослужили два года, а Любовь Ячменникова, спела там в «Марице» Кальмана, «Цыганском бароне» Штрауса, «Цыганской любви» Легара, но отсутствие жилья стало причиной возвращения артистов на рязанскую землю. Любовь Александровна получила иллюстраторские часы в музучилище и потихоньку начала делать сольные программы, работая с известным рязанским пианистом Сергеем Мартыновым, который к тому же был организатором их совместных выступлений с артистами Большого театра. Хорошо, что сохранились видеозаписи ее выступлений тех лет. С теперешним концертмейстером Надеждой Дементьевой, с которой Ячменникова работает с 1993 года, она исполняла романсы Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, песни народов мира. 

Самая приятная оценка твоей работы всегда исходит от коллег, которых очень трудно чем-то удивить. Поэтому услышанные мной восторженные отзывы о певице Любови Ячменниковой прозвучали очень искренним дополнением к портрету исполнительницы. Говорили о том, что она – настоящая артистка, отмечали необыкновенной красоты голос и мастерское владение им, не забыли упомянуть о хорошем вкусе, который не всякому исполнителю свойственен, и, в том числе, было сказано о сценической речи высокого образца, которая и в речи обыденной заметно выделяет Любовь Александровну из среды собеседников. Кто-то даже сравнил ее с дикторами центрального телевидения советского периода, когда их речь была абсолютным эталоном грамотности, интонационной выразительности и образцом для подражания.

А в 1999 году случилась беда – микроинсульт выбил Любовь Александровну из привычного ритма. И в этой ситуации большую поддержку педагогу оказала тогдашний заместитель директора Надежда Сергунова, о которой Ячменникова всегда говорит с огромной благодарностью. 

За годы работы в РМК им. Пироговых Любовью Ячменниковой подготовлено более двадцати специалистов, среди которых есть лауреаты и дипломанты конкурсов. Сегодня ученики талантливого педагога продолжают работу в ДМШ города, поют в Рязани и за ее пределами, профессиональная деятельность Любови Александровны отмечена грамотами и благодарностями губернатора, знаками «Ветеран труда» и «Почетный работник среднего профессионального образования РФ». 

Хочется верить, что юбилейный год еще принесет Любови Александровне здоровья и много творческой радости, а мы от всей души желаем известному музыкальному педагогу, чтобы все ее мечты сбылись.
Ольга МИЩЕНКОВА