Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№46 от 15 декабря 2022 г.
Концертный рекордсмен Рязани
Странствующий рокер Андрей Шкуратов – о засилье каверов, работе за идею и любви к Галичьей горе

Андрей Шкуратов, более известный как Кришна, вот уже на протяжении двух с половиной десятилетий – главный поставщик рок-музыки в не самый ритмичный город Рязань. Начинал в ставшем легендарным «Планетарии», затем часто менял концертные точки, но по-прежнему в форме и в строю. Мне, как отчасти его коллеге (почти десять лет был арт-директором местных клубов «Старый парк» и «Фонтан»), показалось интересным сравнить наш опыт в организации концертов. Но не только. В последнее время Андрей расширил поле деятельности, занявшись экскурсиями. О том, как импресарио превратился в путешественника, мы с ним тоже поговорили.

– Смотрю за расписанием твоих концертов и вижу явное засилье кавер-коллективов – что наших, рязанских, что заезжих. В некоторые недели трибьютов больше, чем авторских концертов: Егор Летов, «Король и Шут», почти вся западная классика рока. И так не только у тебя – во многих местах, «Две будки в Ирландии» вообще это своей фишкой сделали, по два-три раза в неделю кавер-вечеринки проводят. Понятно, что в этом публика заинтересована, иначе никто бы не делал так часто концерты с перепеванием ставших классикой песен. Как думаешь, почему у людей теперь в таком почете выступления кавер-исполнителей и при этом гораздо меньше внимания уделяется оригинальному «контенту»?

– По сравнению с тем, что было лет 10-15 назад, очень изменилось отношение публики к клубно-концертному отдыху. Во времена расцвета «Планетария» на любые рязанские группы приходило не меньше 150 человек. Людям было все равно, на что идти, – они шли в клуб общаться. Сейчас же общаться они ходят в интернет. А вот на звезд как ходили, так ходят и сейчас. Но звезд и недозвезд на три концерта в неделю не напасешься, поэтому и появился спрос на коллективы, играющие чужие песни. Это единственный способ загнать посетителей на неизвестный коллектив. Опять-таки, билеты на такие концерты недорогие. А уж когда играют трибьюты команд, которые мы уже никогда не увидим («КиШ», «Кино», «Сектор Газа»), – такая афиша будто медом намазана. Главное – не слишком частить.

На местные коллективы сейчас ходят, в основном, друзья музыкантов. Есть несколько ансамблей в городе, выпустивших альбомы, – вот на них приходят песни послушать. Правда, добрая половина публики – знакомые тех, кто выступает. Лично мне очень приятно, что на концерты моей группы «Петрович & Кумпания» приходят люди именно нас послушать. Радует, когда они подпевают, когда ждут свои любимые песни. Лучше собрать 50 человек с песнями, которые написал ты, чем 250 с чужими: мы хоть какой-то след в жизни оставим.

– Я тоже помню времена, когда в том же «Планетарии» на некоторые рязанские ансамбли приходили даже не десятки, а сотни человек. Теперь такое и с бесплатным входом вряд ли возможно. Причем от качества группы это не всегда зависит: те же «ОГП» когда-то собирали толпы в сравнении с нынешней своей аудиторией. Считаешь, дело только в засилье соцсетей и мессенджеров? Может, еще и в том, что нормальные коллективы перестали в Рязани появляться? За последние десять лет помнишь хоть одну местную группу, которую можно было бы назвать по-настоящему интересной?

– Я за ними не очень слежу. Кроме того, мое мнение не всегда объективное, я в современном роке не сильно соображаю: что модно – что не модно, что талантливо – что бездарно. Но не перевелись же таланты на земле рязанской. Да и есть новые группы, которые что-то собирают, хотя это, как правило, ненадолго. Проходят год-два, они не становятся звездами, как планировалось, и разбегаются. Имен называть не буду, потому что не хочу никого обижать и наоборот. А насчет соцсетей – дело не столько в них, сколько в смене интересов и мировоззрения людей, на которые повлияло многое, в том числе и соцсети. Да и зажрались некоторые.

– Недавно посчитал сделанные мной концерты – только в «Старом парке» и «Фонтане» получилось сильно за 500. А если другие сюда приплюсовать, вплоть до квартирников, с которых начинал в 1990-е, наверное, будет под тысячу. У тебя их должно быть сильно больше – никогда не считал? Какие особо запомнились и почему?

– Я занимаюсь этим 25 лет. Если в среднем проходят три концерта в неделю, то получается больше 3500 концертов. Запомнились – смотря чем. Одни – суперпрофессионализмом музыкантов, играющих музыку, которую я не люблю. Другие – ссорой с исполнителями или директорами (потом, конечно, мирились). Третьи – тем, что приезжает абсолютно незнакомая группа и вдруг оказывается, что она обалденная. Четвертые – случившимися ЧП. И т.д.

Неожиданно было узнавать, что люди, которые считаются звездами десятилетиями, – мудрые и простые, а те, к кому слава пришла всего за несколько лет, – недалекие и борзые. Сейчас, когда процесс подъема на «звездный Олимп», пребывания там и спуска происходит гораздо быстрее, это еще более заметно. Кстати, вот еще одна «прелесть» интернета.

А собственно концерты, которые запомнились мне и от которых я получил удовольствие, – это те, где я был не организатором, а зрителем.

– Когда я был арт-директором, часть концертов составляли выступления друзей или тех, чье творчество мне нравилось и поэтому хотелось его поддержать. А ты часто делаешь то, что малоприбыльно или убыточно – просто ради собственного удовольствия?

– Для устроителя концерта делать что-то в свое удовольствие – это когда приезжает коллектив, который слушаешь, да еще и на его выступлении хорошо зарабатываешь. В убыток стараюсь не работать, потому что концерты – мой основной источник дохода, и надоело вкалывать за идею. Но иногда бывает, что устраиваю концерты, на которых изначально понятно, что ничего или почти ничего не заработаешь. Зачем? Чтобы клуб зарабатывал, чтобы люди получили удовольствие, чтобы приличный концерт сделать, чтобы достойная группа на сцену вышла, чтобы рок-н-ролл в городе был, чтобы самому не стареть. Но это при условии, что сам концерт не будет сильно геморройным.

– Сейчас не меньше твоих концертов известен «Клуб путешествий Андрея Шкуратова», который делает экскурсии по Рязанской области и далеко за ее пределами. С чего вдруг активно занялся туристическим бизнесом? Пандемия виновата? Если б не она, стал бы возить людей по городам и весям?

– Не было бы счастья, да несчастье помогло. В конце лета 2020-го концерты еще не разрешали, а вот собираться и тусоваться людям стало можно. В принципе, у меня был опыт организации выездов. Вот и решил попробовать, пока больше делать нечего. Изначально мысль была сделать только поездку в Кондуки, но кроме Кондуков полно других интересных мест, про которые знаю только я. Понравилось. Не смог остановиться, когда пошли концерты. Сейчас занимаюсь этим не менее серьезно, чем организацией выступлений, пытаюсь развить начатое. Опять-таки, летом делом занят.

Ну и, как это когда-то было с концертами, начали появляться подражатели, которые воруют идеи, возят группы, можно сказать, за мной по пятам. Однако те, кто пытался у меня артистов переманивать, проработав в концертной сфере два-три года, куда-то пропадали.

– Самый далекий по расстоянию выезд на сегодня – Нижний Новгород? Или этот рекорд дальности уже перебит?

– Пока он самый дальний. Но Москва не сразу строилась. Есть мысли о поездках с ночевкой. Но об этом говорить пока рано.

– Если это поездка в другой город или городок с осмотром местных достопримечательностей, то как обычно ищутся экскурсоводы? Мне однажды попалось в анонсе обещание «экскурсовода-перформансера» – это что вообще такое?

– Есть экскурсоводы-шоумены, но с такими я не сталкивался. А у меня во всех городах есть знакомые по музыкальным делам. Они мне находят экскурсоводов. У кого есть опыт – сами проводят экскурсии. Иногда я и сам провожу, но это скорее не экскурсия, а беглый рассказ о той или иной достопримечательности.

– Какой из маршрутов самому особенно близок?

– Таких много. Например, на Галичью гору, мне там очень нравится. Это Липецкая область, заповедник у реки Дон. Абсолютно необыкновенный вид со скал, с огромной высоты – на реку. Опять-таки, сами скалы, в нашей области их нет. Еще Воргольские скалы неподалеку, особенно массив Воронов камень в лесу на горе. А какой оттуда вид открывается, когда пробираешься сквозь деревья на самый край скалы... Там рядом полуразрушенная и полузаброшенная усадьба Талдыкиных. Ее тоже обязательно посещаем, у нее очень интересная и грустная история. В принципе, у меня всегда так – по пути к главной цели поездки еще в какие-то интересные места заезжаем.

Галичья гора – место не настолько распопсованное в интернете, как Кондуки, Вихляндия или Кудыкина гора, поэтому народу туда едет немного. Вот и пытаюсь всячески его рекламировать, доносить до людей, что красиво не только то, где половина народу для аватарки сфотографировалась. Те, кто ездит, потом в восторге.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

На твердую пятерку

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас 

Анатолий Обыдёнкин