Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№34 от 15 сентября 2022 г.
Монолог на языке кукол
Художница Ирина Сельмен о хиппи, красивых бутылках и прекрасной Ассоль

В Музее истории молодежного движения (ул. Свободы, д.79) до 1 октября работает выставка Ирины Сельмен «Кукольные истории», где наряду со своей самой первой работой «Поэт Эмиль Бернар» она представила и несколько последних произведений.


С сыном Егором

О первой персональной экспозиции мастерицы рязанская «Новая» уже рассказывала четыре года назад в статье «От петрушек до ангелов». О главных отличиях нынешнего вернисажа от предыдущего – в монологе художницы, записанном корреспондентом нашего издания. 

«Вовсе не пупсик и игрушка»

– Я никуда не ездила. Все лето сидела у себя в Солотче и занималась куклами. Иногда ходила в храм. Получился своеобразный треугольник: ребенок, куклы, храм. Ну, и муж, который всегда рядом. Авторская кукла для меня, как направление, началось относительно недавно. У каждого художника поет душа, но она должна как-то выражаться. Кто-то это делает масляными красками, кто-то в графике. В общем, существует масса путей высказаться творчески. Когда я пришла к куклам, то поняла, что могу говорить на этом языке с миром. Еще одна важная вещь: для многих кукла – стереотип. Всего лишь пупсик и игрушка. На самом деле, нет. Кукла – художественная тема, в которой можно выражать все, что угодно. Не обязательно в театре. Авторская кукла имеет огромный спектр возможностей.


«Грезы о Маурисио Бабилонье»


«Любушка Рязанская»

Самая важная работа, за которую я переживала, успею я или нет к нынешней  экспозиции, – это «Любушка Рязанская». Она же и последняя в серии моих произведений. Я в нее вложила очень много эмоциональных и душевных сил. Сделала ее ни абы как. Ходила к мощам святой в Николо-Ямской храм, где мысленно спрашивала об отражении образа. Разрешит ли она мне, дастся ли мне это или нет. В итоге почувствовала, что да, «позволяю тебе».  И эта кукла стала любимой, собирает аншлаги, всем очень понравилась.

Другая, предпоследняя работа «Любитель натюрмортов», посвященная ушедшему художнику Максу Шестакову. Изначально у меня был графический набросок, на котором нарисован такой немножко грустный, в подпитии, классически русский персонаж. Любитель натюрмортов, отдающий дань Дионису (бог вина в греческой мифологии, – ред.) в своем творчестве. Но, получилось так, что эту работу я сделала до смерти Шестакова.


«Любитель натюрмортов»

Поначалу я посвятила ее писателю Венечке Ерофееву. Я всегда делаю аннотации к куклам, и поначалу к ней были объяснения из поэмы «Москва-Петушки». Но потом случилась эта беда с Максом. Он многое для меня сделал в жизни, помог поступить в театральную академию, помогал с куклами. И когда художник умер, остался психологический портрет. Он так жил. Как написано в аннотации: «Эстет. После каждого праздника он не выкидывает скопившиеся бутылки, а хранит самые красивые у себя дома на полках. Преподает живопись. К нему иногда приходят редкие ученики, и тогда он достает из своих тайников любимые бутылочки и составляет прекрасные натюрморты. Но и содержимое бутылочек тоже волнует его». И когда все это случилось, я решила, что не буду выставлять куклу с посвящением Венедикту Ерофееву, а ее символом станет Макс Шестаков.

Девушка из Паланги


«Хочу быть как Ассоль»

Следующая работа «Хочу быть как Ассоль» посвящена моей коллеге – прекрасному книжному графику Яне Половинкиной. Как-то на одной из рязанских площадок нам предложили организовать совместный проект, состоящий из графики и кукол на литературную тему. Сначала я задумала сделать работу Ассоль, но по разным причинам проект так и не претворился в жизнь. А задумка-то осталась. Лишь сама тема Ассоли мне показалась заезженной и замыленной, кто за нее только не брался в кукольном мире! Зачем идти по проторенному пути? Мне это не интересно. И я придумала к ней свою легенду. Я всегда придумываю куклам собственные легенды. У Ассоль она звучит так.  «Знакомьтесь. Девушка Ингрид из приморского городка Паланга. Все ее детство было связано с книгами. Она много читала, бродя по берегу моря. И вот, однажды, она прочитала красивую и романтичную историю про девушку Ассоль. С тех пор Ингрид не находила себе места. Она складывала кораблики из красной бумаги, которые ее научил делать отец. И бродила вдоль побережья, все вглядываясь в горизонт, не покажутся ли Алые Паруса».

«Едем на Вудсток!»


Imagine

Следующая композиция называется Imagine («Представь себе») по одноименному альбому Джона Леннона. Мне захотелось сделать куклу-хиппи, так как очень нравится весь этот колорит цветочный. Мир, любовь, жвачка, антивоенная тематика. Куклу зовут Кристина, она наивная пацифистка. Любит стандартный набор ансамблей времен «Вудстока». И относительно ее, я поняла, что кукла это нечто мистическое. Я от ее имени написала стихотворение: 

Над нашим домом летят самолеты.

Я боюсь, вдруг будут бомбы?

Ведь не знаешь, когда может начаться война.

 

По телевизору фильм «Лейтенант Коломбо».

Нам же любовь нужна, только одна.

Пусть не будет войны!

 

Люди, давайте скажем ей STOP!

Я беру вас за руки, мы едем на Вудсток!
 

То есть это не мое стихотворение, это она пишет (смеется, – прим. авт.).  Когда занимаешься творчеством, ощущаешь некую мистику. Точно такая же история, как с куклой Макса Шестакова.

Еще одна работа, которая еще нигде не выставлялась, называется «Грезы о Маурисио Бабилонье». Она основана на книге Габриэля Маркеса «Сто лет одиночества». Там была девушка Ремедиос из аристократического рода, влюбленная в механика Маурисио Бабилонье. Она узнавала о его приближении по желтым бабочкам, кружившимся вокруг него. Очень красивая история. Но самой интересное в моей композиции – кувшин, купленный в «Апельсине», когда я еще не знала, что эта кукла будет. И вот так он органично вписался в пространство.

СПРАВКА «НОВОЙ»

Ирина Сельмен обучалась в Полянской школе искусств у таких мастеров как Галина Сметанина и Галина Хохлова. В 2007 году окончила факультет дизайна Московского института культуры и искусств. Иллюстрировала книги в православном издательстве «Зёрна». Посещала авторскую студию Людмилы Пресняковой. Больше года работала в батик-ателье «Рокада», где освоила технику росписи по ткани. Затем обучалась на факультете Театра кукол Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Член творческого союза «Мещера».

Проникнуться кукольными историями можно в понедельник, среду, пятницу, субботу с 10.00 до 18.00. Во вторник и четверг с 13.00 до 21.00. Воскресенье – выходной день. Справки по телефону: 25-89-10.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Гербовые тайны

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас

Георгий Титов