Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№10 от 15 марта 2018 г.
Свечение на Заречной улице
 Московский художник Сергей ИРЕШЕВ – об абстрактном импрессионизме, Параджанове и особых свойствах яичного желтка

Совсем молодая рязанская галерея «Люди», возглавляемая Ириной Синициной, о которой «Новая» рассказывала в последнем номере 2017 года, не перестает удивлять. И теперь уже не только произведениями выставляемых авторов, но и тем, что хозяйка салона начала объединяться с другими площадками и проводить совместные мероприятия. В начале марта в Музее истории молодежного движения (ул.Свободы, д.79) в рамках проекта «Большие надежды» при содействии Ирины Синициной открылась персональная экспозиция московского художника Сергея Ирешева под названием «Контрасты абстрактного импрессионизма». Вся же уникальность как выставки, так и направления, в котором работает автор, состоит в том, что он объединил в собственном творчестве два взаимоисключающих жанра. О том, как ему удается подобная художественная селекция, я поговорил с Сергеем на презентации выставки. 




– Сергей, как в своем творчестве вы решили совместить совершенно несовместимые, как утверждается, жанры в искусстве?

– Начнем с того, что рисовать я начал с детства. В то время со мной приключилась пара забавных моментов. Например, когда мне было два года, я упал щекой на карандаш. С тех пор мои близкие шутят, что я не дружу с графикой. Живопись в мою жизнь пришла намного позже, примерно в тридцать лет мне в руки попали масляные краски и очень поразили меня. С того момента я начал писать маслом, вплотную занялся творчеством, стал участвовать в выставках, познакомился с интересными людьми и знаменитыми художниками. 

А когда мне было лет двенадцать, в наш город привезли картины Николая Рериха, экскурсовод сказал, что художник добавлял в краски яичный желток, чтобы они светились. Придя домой, я разбил яйцо, смешал желток с акварельными красками и начал искать свечение. Такое представление сложилось тогда. С тех пор данный факт сидел у меня в голове. И теперь в процессе работы над каждой следующей картиной я понимаю, что погружаюсь в то состояние, приближаюсь к тем моментам, какие хотел отобразить в двенадцатилетнем возрасте. Позднее я часто ездил с современными известными импрессионистами, которые очень помогли мне в развитии, на пленэры, где мы рисовали с натуры, и живопись тогда была реалистичной. Море, облака... – что видишь, то и пишешь. Как раз получались контражурные варианты, и я старался, чтобы живопись приносила впечатление свечения.

А года три назад увлекся абстракционизмом. Хотя до этого ничего не знал о данном направлении. Если бы увидел свои нынешние полотна, то прошел бы мимо. Тем не менее, в голове зазвучало «абстракционизм, абстракционизм».



Как это произошло и почему, до сих пор непонятно, но все равно попробовал переключиться на новый жанр. Сначала совмещал природу и абстракции. Кстати, на выставке есть картины того переходного периода. В общем, был интервал, когда объединял в картинах природу и пейзаж со свободным видением. Далее работы становились абстрактнее, пятновыми. И, как ни странно, теперь мне удается добиваться того свечения, которого я хотел достичь в детстве. А около года назад я поймал себя на мысли, что какие бы графические почеркушки я ни делал, выходят различные образы и лица. И эти образы я потом потихонечку направляю в своих картинах и развиваю.

– Расскажите немного о проходящей выставке.

– Честно говоря, я даже и не планировал нынешнюю выставку. Думал уйти в феврале на отдых, поскольку этому предшествовали полтора года напряженной творческой работы. Ведь раньше думал, что когда пишешь картины, то отдыхаешь. Здесь, конечно, не без этого. Но писать картины для определенных выставок с заданной концепцией – колоссальный труд. Умственно и физически забирает много сил. Правда, и дает тебе не меньше. И я решил, что стану отдыхать, но тут позвонила Ирина Синицина и предложила провести экспозицию. Между прочим, вторая часть выставки пройдет в галерее «Люди» (Первомайский проспект, д.56, офис 224) и ее открытие намечено на 26 марта.

Что касается конкретной экспозиции, то здесь представлены работы и переходного периода, как я говорил раньше, и следующего этапа, а также последние произведения в свободном абстрактном видении. Тут демонстрируется несколько картин, посвященных Москве. В прошлом году мы организовали выставку с художником-реалистом, когда он подготовил к вернисажу полотна в жанре импрессионизма. Моя же задача была воплотить впечатления от столицы, опять же, в свободном абстрактном видении.

Собственно, вот эти три картины из того цикла (показывает на полотна,Г.Т.). В частности, «Зимние забавы», где я изобразил народные гуляния на Красной площади в динамичной экспрессивной манере. Следующая работа «Гимн конструктивизму», которой название мы придумали вместе с куратором прошлогоднего вернисажа, но все-таки она привязана к Москве.



И полотно «Час пик». На нем изображена Болотная набережная, стояние машин, горящие фары, движение и дождливое состояние. Еще несколько картин тоже посвящены Москве. К примеру, «Весна на Заречной улице».



Она для меня такая эмоциональная вышла, поскольку я жил на ней. Затем холст «Ивановская горка», потому что одно из моих любимых мест в Москве – Китай-город. Я там часто гулял со знакомыми и поэтому данную работу привязал к тому месту и тем впечатлениям. Я стараюсь делать живопись несколько коллажной, чтобы в каких-то фрагментах увидеть некий сюжет. И на работе «Ивановская горка» можно найти разнообразные моменты вроде дворика с аркой, вид на Таганку, Яузу и прочее. Очень красивое место. Также есть полотно из ранних о вечерней прогулке по парку Горького. Или картина «Сити Лайт», посвященная Москва-Сити.

– Насколько я вижу, на выставке присутствуют работы, посвященные не только Москве.

– Да, например, на экспозиции демонстрируется триптих «Смыслы Параджанова», который мне очень дорог.



Он написан примерно два года назад, и в него была заложена определенная задача. В тот раз проводилась выставка-конкурс, посвященная этому режиссеру, и я решил там поучаствовать. Мне захотелось понять Параджанова, проникнуться тем, что он снимал, и затем свои впечатления выпустить на холст. Меня тогда занимала экспрессивная живопись, и вот, как я ощутил Сергея Иосифовича, почувствовал, так и передал акриловыми красками, чуть позже доработав маслом. Идея же триптиха такова, что фигура Параджанова представилась мне с трагической судьбой, но в то же время он являлся жизнелюбом и светлым человеком. Мне он тогда показался белым и чистым светом, проникающим через бездну непонимания и желающим дарить радость людям и быть счастливым. Такая вот концепция возникла.

В заключение хочу сказать, что главное для меня в живописи – краски и цвет, а также возможность создания разных образов. Здесь идут либо какое-то баловство и экспрессия, либо впечатления. Раньше, увлекаясь импрессионизмом, я писал очень быстро, а теперь зачастую приходится прибегать к последующей доработке. Вот, в принципе, весь рассказ о том, как я совместил несовместимое.

Фото автора

Выставку можно посетить до начала апреля ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса работает до 17.00), кроме воскресенья. Телефоны для справок: 25-71-71, 25-52-50, 25-89-10.

Справка «Новой»

Сергей Ирешев родился в Сарове, сейчас проживает в Москве. Член Творческого союза художников России. Неоднократный участник различных коллективных экспозиций, также в его копилке несколько персональных выставок. Является серебряным призером Российской недели искусств в номинации «Авангардная композиция». 
Георгий ТИТОВ