Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№10 от 15 марта 2012 г.
По-иному
Тбилисские художники представили рязанцам свою реальность



Они оба родились в Грузии. Оба окончили Тбилисскую академию художеств. Оба волею судеб живут сейчас в Рязани. Но встретились они… в иной реальности.

До конца марта в Музее истории молодежного движения работает совместная выставка Маргариты Будылевой и Гиви Сипрошвили «Иная реальность».


Маргарита Будылева живет в Рязани с 1994 года, ее работы хорошо знакомы посетителям художественных выставок города. Хорошо знаком ее зачарованный мир, населенный мифическими персонажами, словно рожденными самой природой. На ее живописных полотнах оживают детские сны, навеянные бабушкиными сказками, а в авторских куклах обретают объем и форму древние предания и глубинные верования. Названия ее работ: «Полудница», «Осеннее гадание», «Грибной царь», «Птица Сирин» – обращают ассоциативную память к традиционным русско-народным сказкам, но золотой свет, которым мягко светятся ее картины, говорит, тем не менее, о родине художницы, солнечной Грузии.

Этим же светом наполнены и холсты Гиви Сипрошвили. Да и сам художник, элегантный, улыбчивый, немногословный, хлебосольно угощавший на вернисаже настоящим грузинским вином, излучает тепло южного солнца.

Его живописная реальность иная не только в силу потусторонности сюжетов, среди которых много религиозных и мифологических тем. Но даже натурные пейзажи (многие из которых выполнены в соавторстве с сыном Ираклием) в рязанском контексте выглядят иными: иные краски, иные цвета, все ярко, броско, солнечно, «антиповседневно».

Сам Гиви Ираклиевич оказался связан с нашим городом совсем недавно. К тому времени он уже обрел солидную творческую биографию. Член Союза художников СССР и Грузии, член Международной Федерации художников (ЮНЕСКО). На его счету множество выставок в столичных залах и за рубежом. Произведения находятся в коллекциях и музеях России, Грузии, странах бывшего СССР, Америки, странах Европы, а также в коллекции резиденции Патриарха Всея Грузии Илии Второго, которым художник был благословлен на творческую деятельность. А поисковые службы интернета выдают массу ссылок на его имя. Именно благодаря «Всемирной паутине» познакомилась и прониклась творчеством этого грузинского художника искусствовед Ирина Протопопова:

– Жанровый диапазон его творчества весьма многообразен. Древнейшая культура и история Грузии, история христианства, античная мифология нашли глубокое осмысление  в его композициях, которые можно назвать скорее философскими, чем жанровыми. Это поиск мудрого человека и зрелого мастера. К какому бы жанру не обращался художник, он органично связан с фольклорным началом. Краски родины, ее мифы, песни и легенды наполняют его холсты. Портреты Сипрошвили – поэтические метафоры, в которых сосредоточены острота личного отношения и образная точность, и как у всякого настоящего грузинского художника, в них всегда есть добрая улыбка.

Интересно разнообразие техники художника, причем многие приемы являются уникальным авторским изобретением живописца. Сложная зернистая фактура его картин с цветными подкладками, рельефными оттисками, процарапыванием усиливают необычное впечатление, которое они производят.

Но, наверное, так уж устроено человеческое воображение, что порой самые фантастические картины могут обрести плоть и кровь, при условии, если они затронули сердечные ритмы. Так происходит и с работами Гиви Сипрошвили, тем более что его инобытие порой можно буквально ощутить кончиками пальцев, как например, прикоснуться к настоящему колючему терну в работе «Покаяние». Погружаясь в такую – осязаемую и зримую – иную реальность, начинаешь заново обретать свою – «реальную» – реальность.
Вера НОВИКОВА