Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№40 от 14 октября 2021 г.
Человек без фальшивых нот
Об Александре Грущине – одаренном музыканте, чутком руководителе и талантливом педагоге

Не стало Грущина…

Не пощадил ковид Александра Федоровича, которому 21 октября могло бы исполниться 84 года.

Неделю назад на рыбалке был. Когда заболел, не сомневался, что простыл на балконе, делая зарядку. Даже в голову не приходил такой исход. Веселый, общительный, легкий. Работал. На четвертый этаж колледжа взлетал, а не поднимался «со скрипом». Еще бы лет десять, казалось всем… потому что не мог не приходить в родные стены Рязанского музыкального колледжа имени братьев Пироговых, преподавать в котором начал в прошлом веке, и семнадцать лет директорствовал. Многие считают грущинский период золотым веком РМК, а его – Александра Федоровича Грущина, заслуженного работника культуры РФ, – директором такой кристальной честности и порядочности, что, когда об этом в унисон говорят коллеги, невольно думаешь: это не может быть фигурой речи в связи с уходом человека.



Его вспоминают тепло и охотно, потому что потеря эта велика. С его уходом оборвалась та самая струна, которая звучала и связывала, без нее многого будет не хватать рязанскому музыкальному дому. Уходит эпоха, и становится не просто больно, пустота накрывает тебя там, где ее быть не должно в принципе, ведь там, где живет музыка, ее не бывает. Потеря Грущина заставила пустоту прозвучать так, что заныло где-то под сердцем и дыхания хватать не стало.

Александр АНИСИМОВ, подполковник, председатель предметно-цикловой комиссии «Оркестровые духовые и ударные инструменты»:

– Говорят, что незаменимых людей нет. Неправда это. Не каждая потеря восполнима. Сейчас это чувствуется особенно остро, потому что на самом деле ушла эпоха, оборвалась связующая нить с тем, что было настоящим и правильным не только в нашей профессии, которой Александр Федорович служил беззаветно. Не стало уникального человека высочайшей порядочности и большой внутренней культуры. Много будут говорить о его обаянии, потому что таким он был – добрым, общительным, простым. И очень честным. Прежде всего – перед самим собой. Никогда не делал ничего, что шло бы вразрез с его убеждениями и принципами. Не мог работать «для галочки». Как потом себя уважать? Его честность была для многих примером, он не просто преподаватель для студентов, он для всех нас Учитель с большой буквы. Что он делал, как говорил, на что нацеливал нас, коллег и студентов, – это станет определенным ориентиром теперь. И к этому надо будет стремиться, потому что с уходом человека иначе видится его роль и в жизни, и в искусстве. Его роль была достойной и значимой. Любого духовика спросите… Большая потеря для каждого. И невосполнимая. Он ведь и прекрасным музыкантом был, а это ли не точка отсчета всего, что он делал как преподаватель и исполнитель? Ему было, что сказать в музыке.

Вот только с ним говорили по теле¬фону. Он отшучивался, хотя и находился под кислородом в палате БСМП. Планы строил, из процесса не выпадал. А к вечеру сатурация упала до 84-х. Как это могло случиться, почему? Больное сердце не выдержало, инфаркты не позволили пожить еще? А ведь он на самом деле мог бы еще многое сделать для своих студентов, которые теперь осиротели.

Людмила КОЧЕТКОВА, почетный работник среднего профессионального образования РФ:

– Я плачу весь день, и что бы ни делала, из головы не выходит его образ. Грущин – самый настоящий Золотой век нашего училища! И с ним прекрасная эпоха канула в Лету. С 1971 года мы работали вместе. Я ушла, а он остался. И казалось, что это никогда не закончится, потому что он был таким трудоголиком, так честно служил своему делу, любил студентов, музыку, не мог себе позволить недобросовестности в работе, ни на ком из студентов «не отдыхал», а выкладывался по полной программе. Мы в шутку пели ему: «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный», потому что очень ему это соответствовало. Он обожал музыку и все, что было с ней связано.

Отметил восьмидесятилетие и продолжал работать. Не тащился на работу, а летел к студентам. Ему было с ними интересно, и они платили ему взаимностью. А мы желали ему только здоровья, здоровья, здоровья. И теперь его нет. В это невозможно поверить.

Минна МАРГАРЯН, заслуженный работник культуры РФ:

– Я преклоняюсь перед настоящими музыкантами, а Грущин был именно таким в профессии. И то, что он сам фанатично любил музыку, говорит о многом. И педагог, и исполнитель был от Бога. И работяга. Не сдавался, крепко на ногах стоял до последнего. Оркестр эстрадный первым в Рязани создал, играл эстрадную музыку высочайшего качества. Ребятам очень это нравилось – играть в настоящем оркестре. Это ведь такой большой стимул для занятий! Человеком был искренним, с хорошим чувством юмора, много хохмил. Пел хорошо, приятный тенор у него был. Сам себе аккомпанировал, потому что прилично играл на рояле. Любил музыкантские капустники, принимал активное участие в них. Всегда был с коллективом, директорством не болел, за своих переживал и поддержать старался, если нужда в том была.

Неделю назад если бы мне сказали, что такое произойдет… не поверила бы, настолько он не монтируется с этим ужасным понятием – «смерть». Пусть земля ему будет пухом…

Александра СИМУТОВА, скрипачка, солистка камерного оркестра МКЦ, преподаватель ДМШ № 5 им. В.Ф. Бобылёва:

– Не могу говорить… Слов нет… Ковид нас потрошит беспощадно. Мне повезло неделю назад выйти из больницы, поэтому его уход воспринимаю особенно остро. Несправедливо, когда уходят люди настолько талантливые, яркие, работоспособные, творчески заряженные, неравнодушные к своему делу, любящие его беззаветно. Можно сказать о том, что он был очень требовательным директором, но… Нельзя не сказать, что еще больше он любил людей, ради которых и с которыми работал, а потому строгость его воспринималась не капризами шефа, а той необходимостью, которая и могла дать наилучшие результаты в работе. Он не был нытиком, скрывал от окружающих беды, которые ему выпадали: потерю любимой жены и сына. Только работал больше и больше, не жалея себя. Не могу поверить, не могу. И не хочу. Пусть он останется в памяти таким, каким был – веселым, радостным, легким.

Наталия ПОСТНОВА, почетный работник среднего профессионального образования РФ:

– Его так и звали все – коротко: Грущин. И у меня о нем только приятные воспоминания, потому что он – наша молодость. Мы примерно в одно время начинали, он – чуть раньше. Но в одних стенах учились, уезжали в консерватории, потом возвращались в Рязань – опять сюда, в наше родное музучиище, позже колледж.

С Александром Федоровичем вместе работали в приемных комиссиях, он во все вникал. Обладал редким даром полного взаимопонимания со студентами. Одной семьей с ними жил, во всем их поддерживал, решал проблемы всегда в пользу ребят. А если у нас случались конфликты, то в первую очередь спрашивал, что мы сделали для того, чтобы конфликта избежать. Хорошие результаты у него были. Многие окончили престижные вузы, работают и у нас в стране, и за ее пределами. На юбилей своего Мастера четыре года назад прилетали и приезжали отовсюду. Настоящий праздник был и для него, и для нас. Были уверены, что и восемьдесят пять через год так же триумфально отметим. Не прощальные аплодисменты должны звучать в его честь, не прощальные…


Сентябрь 2018 года

Все отмечают, каким Александр Федорович Грущин был светлым, жизнерадостным человеком и прекрасным музыкантом, но так получилось, что акцентной стала его последняя трагическая нота, которую он не смог удержать. И все равно – бурные и продолжительные аплодисменты и море цветов большому Человеку, музыканту и педагогу от благодарных коллег, студентов и слушателей. И пусть звучит для него любимая музыка!

Ольга МИЩЕНКОВА