Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№25 от 14 июля 2022 г.
С веслом и карандашом

Живописец Максимильян Пресняков – о тигровых комарах, козле Тимуре и мутных иллюминаторах

В Рязанском музее путешественников (ул. Ленина, 35) открылась восьмидесятая персональная выставка известного рязанского художника-экспериментатора Максимильяна Преснякова. Кроме того, что он прославился своими опытами в живописи и графике, мастер несколько раз принимал участие в экспедициях, устраиваемых Рязанским отделением Русского географического общества. Результатами одной из них и стала нынешняя экспозиция «Дальний Восток. По следам Михаила Ивановича Венюкова», которую можно посетить до конца июля с понедельника по пятницу с 9:00 до 18:00, в субботу с 11:00 до 16:00.

Об ее особенностях рассказал сам автор.

Портрет Венюкова
Портрет Венюкова

Вспомнить истоки во Владивостоке

– Здесь, по большей части, демонстрируются материалы из экспедиции прошлого года, организованной региональным отделением Русского географического общества и командой Героя России Михаила Малахова. Он был официальным руководителем экспедиции «Уссури-2021. Амурское дело», много оргвопросов решал его сын Алексей Малахов, который продумывал и координировал поход. Инструктором сплава по рекам стал Сергей Иванович Рышляков. Его практический опыт оказался очень полезным. Вопрос моего участия в проекте решился довольно быстро. К тому же свою роль сыграло то, что появилась возможность посетить малую родину.

Я родился во Владивостоке, и первые три года с родителями прожил на сопке между Голубиной падью и сопкой Буссе. Я туда ходил, смотрел, домик наш снесли. Последний раз там был с матушкой в 1991 году. Город с тех пор совершенно преобразился. И у меня возникла мысль использовать для сравнения несколько этюдов, сделанных в той поездке. Есть одна интересная деталь. Осталась зарисовка 1991 года без моста в бухте Золотой рог практически с того места, где у нас домик стоял. И есть нынешний этюд. Правда, ракурс более приближенный, но все равно пейзаж узнается. На выставке можно посмотреть на произошедшие отличия.

Всего на экспозиции представлено семьдесят работ, и шестьдесят из них выполнены в экспедиции.

Хищники не дремлют

– Что касается маршрута, пройденного нами, многие, наверное, помнят фильм «Дерсу Узала» и книги путешественника и географа Владимира Арсеньева, по которым он был снят. А ведь задолго до Арсеньева в тех краях были и другие исследователи, в частности, уроженец рязанской земли Михаил Венюков. Цель нашего проекта – посетить те места, где он путешествовал. Частично пройти тем маршрутом, который был тогда. Конечно, в то время дороги отсутствовали, кругом непролазные дебри, крупные хищники, другие опасности. Стоит учесть, что в XIX веке там орудовали различные неподконтрольные никому шайки, в первую очередь, китайские, которые эксплуатировали местное население. У Арсеньева это все есть.

Сейчас там более обжитые места, но не настолько, как в центральной России. Иногда простреливает сотовая связь, но далеко не везде. Места намного более дикие, менее освоенные. Любой человек, даже без ботанического образования, побывавший там, скажет, это что-то похожее, но не то. Есть формы растений как у нас, но у них другие размеры листьев, формы веток. Тропические виды, северные, и с ходу в этом не разобраться.

Картина Препятствие
Картина с изображением сплава

Одним из поучительных событий похода для меня стала встреча с так называемыми тигровыми комарами. Такие большие, полосатые желтовато-черные. Несколько раз укусили около щиколоток, пока рисовал, ноги опухли до колена. На простых комаров у меня такой реакции никогда не было.

Маршрут наш пролегал от Владивостока до Хабаровска. Частично мы проходили на байдарках по рекам Павловка и Уссури через все эти глуховатенькие места. Диких зверей не встретили, но ребята медведя на берегу видели. Мне это не удалось, потому что ушли далеко вперед. После того как закончили маршрут, поступила информация о трагическом нападении тигра на человека. Но это бывает очень редко, потому что теперь этих зверей мало. Видели диких зверей в Приморском сафари-парке, известном своей историей про тигра Амура и козла Тимура. Нам показывали Амура. Тимур после нанесенной ему травмы и долгого лечения к этому времени уже умер. 

«Масштаб территорий чувствуешь кожей»

– На этой выставке все произведения демонстрируются впервые, за исключением портрета Михаила Венюкова. Экспозицию я разделил на несколько стендов по тематическим блокам. Два из них посвящены маршруту по Павловке и Уссури. Потом стенд, где присутствуют мои работы 1991 года и идет сопоставление видов Владивостока. Дальше экспедиционный стенд 2021 года. Затем Хабаровск, где я раньше не был.

Географический стенд по большей части связан с полетом на самолете на обратном пути. Это наброски с видами на реки Амур, Обь, Енисей. Иллюминаторы в лайнере грязные, мутные и потрескавшиеся. Очень сложно сфотографировать, проще нарисовать. Самолет не ракета, летит долго. Например, Обь поперек русла в области дельты мы перелетали минут пятнадцать-двадцать. Масштаб территорий, когда видишь все это, чувствуется кожей. Во многом мне повезло, хотя и была большая облачность. Лену разглядеть не удалось. Но Енисей, когда такая труба воды лежит, блестит, ни с чем не перепутаешь.

Скала Дерсу Узала
Скала Дерсу Узала

На следующем стенде размещены работы, выполненные от бухты Зеркальной до села Венюково. По пути был заезд в Кавалерово. Там есть набросок со скалой Дерсу Узала, которую в 1950-х годах писал мой отец на студенческой практике. 

Портрет на банках морской капусты 

– Как удавалось работать? Ради меня никто остановок не делал. Допустим, во Владивостоке все поехали в океанариум, а я иду в город рисовать. В Хабаровске похожие ситуации случались. В походе сложнее, потому что там времени намного меньше. Когда хватало времени – я писал этюды красками, в остальные периоды – графические наброски. Но бывали ситуации, что и наброски сделать не получалось. Например, в случае волока через лес. Там нужно тащить лодки из одной протоки в другую, чтобы обойти завал. Я пытался запомнить, потому что сфотографировать невозможно, да и некогда. Все получалось фрагментарно, какие-то листья, деревья. Включал свое воображение, плюс понимание фактуры, знание материала, деталей. Получился приблизительный образ.

И, наконец, портрет Михаила Венюкова. К каждой выставке я задумываю некую доминанту, акцент. Здесь он такой ненавязчивый. Хоть и выбивается из общей концепции, но останавливает внимание и меняет настроение. Выполнен портрет масляными красками на банках дальневосточной морской капусты.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Творческие чудеса Максимильяна Преснякова

 

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас

Георгий ТИТОВ