Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№06 от 14 февраля 2019 г.
Лубянцев постигает Моцарта
 Многократный лауреат международных конкурсов – о подростковом бунте, конкуренции с сестрами и концерте, до которого дошли руки

17 февраля в Рязанской филармонии состоится вторая встреча в рамках абонемента «Великие фортепианные концерты». Концерт для фортепиано с оркестром № 23 В.А. Моцарта в сопровождении Рязанского государственного симфонического оркестра исполнит лауреат международных конкурсов Александр ЛУБЯНЦЕВ.

Об Александре Лубянцеве музыкальные критики пишут, как о пианисте, отличающимся необычными и яркими интерпретациями. Блестящая техника и тембральное богатство игры принесли пианисту III премию и бронзовую медаль на XIII Международном конкурсе им. П.И. Чайковского в 2007 году. А на XIV Международном конкурсе им. П.И. Чайковского (2011) Лубянцев получил Специальный приз критиков.



В числе наград Лубянцева – Гран-при на Международном фортепианном конкурсе им. Ф. Шопена в Нарве (Эстония, 2001), I премия на Международном конкурсе молодых пианистов в Санкт-Петербурге (2002), V премия на Международном фортепианном конкурсе в Сиднее (Австралия, 2004), I премия на Международном фортепианном конкурсе в Рузе (Россия, 2007). Пианист обратил на себя внимание не только в России: музыкант выступает с концертами в Бразилии, Японии, Норвегии, Эстонии, Белоруссии, Чехии, Франции, Финляндии, Южной Корее.

Александр Лубянцев родился в 1986 году в семье музыкантов: отец – хоровой дирижер, мать – пианистка. Игре на фортепиано он начал обучаться в пять лет. О том, насколько был предопределен выбор профессии, как он оправдался и с каким настроением пианист едет в Рязань, мы поговорили в небольшом заочном интервью.

– Александр, вы из музыкальной семьи, и в одном интервью рассказывали, что родители с самого детства буквально заставляли заниматься. Не было ли «внутреннего бунта» против такой предрешенности? И когда пришло осознание свободного выбора профессии?

– Как я помню, мне до 19 лет казалось, что я найду себе занятие поинтереснее. Несмотря на то, что, кажется, у меня хорошо получалось играть на рояле. Бунт был, но, скорее всего, как и у всех детей – больше капризы, нежели категорический протест. Да я и не знал другой жизни.

– У вас много сестер, причем они тоже музыканты, есть и пианистки. Как складываются отношения между детьми-музыкантами? Есть ли конкуренция, соперничество? Или дружеская поддержка все-таки преобладает?

– Да, у меня четыре родные сестры. Конкуренция, скорее, просто как тонус. По крайней мере, как мне кажется.

– Про ваши «взаимоотношения» с конкурсом Чайковского написано много и с самых разных точек зрения. На XIII конкурсе третье место многие сочли несправедливо далеким от заслуженной победы, а недопущение в финал XIV конкурса вызвало шумную историю и организацию специального приза публики и критики. Как вы сами сейчас, спустя годы, оцениваете ту ситуацию?

– Этот конкурс мне много дал. И что я там получал, помню. Но не хочу на этом зацикливаться, хочется быть свободным от каких-то мест и призов из прошлого!

– Популярная классика или малоизвестное произведение – с чем вам интереснее работать? В каком случае больше возможностей для самовыражения? Для открытия чего-то нового?

– Мне важен какой-то отклик в моей душе (если можно так выразиться). Обычно я реагирую на красивую, осмысленную мелодию. Чаще всего, эта музыка уже является популярной – потому что красивая!

– Как сегодня складывается ваш концертный график? Есть ли зал, который вы можете назвать любимым?

– У меня в последние годы проходят регулярные концерты в Малом зале Санкт-Петербургской академической филармонии. Он мне очень нравился. С особым чувством выступаю с Мариинском концертном зале; я, правда, еще не играл там на новом рояле.

– На вопросы о составлении программы вы всегда отвечаете: «Играю то, что люблю». Насколько получается следовать этому правилу?

– Обычно получается. Потому что, если просят исполнить что-нибудь иное, я и не знаю этих произведений... Но если заранее предлагают выучить что-нибудь... Было и так, что мне начинало нравиться произведение.

– В Рязани вы исполните Концерт для фортепиано с оркестром № 23 В.А. Моцарта. Какие эмоции вызывает у вас эта музыка? И какого ответа ожидаете от публики?

– Этот Концерт я долго не мог выучить, не «доходили» руки. Хотя он мне всегда очень нравился. Кажется, что он очень оптимистичный; учит не просто радоваться жизни, во что бы то ни стало, а логически приходить к решениям, от которых поднимается настроение. Мне остается только надеяться, что удастся донести свою мысль до публики. А, может быть, и удастся подать новую идею об этом концерте.

Начало выступления Александра Лубянцева и Рязанского симфонического оркестра начнется в 17:00.
Вера НОВИКОВА