Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№26 от 13 июля 2017 г.
Музыкальная религия Александры Симутовой
 Наставница будущих скрипачей предпочитает общаться со Всевышним при помощи Баха

Скрипачка Александра СИМУТОВА приехала в Рязань в 1971 году после окончания Казанской консерватории имени Н.Г.Жиганова и осталась навсегда, хотя город ей не понравился. После Казани, царственно-благородной, Рязань, от которой до Москвы было рукой подать, показалась ей провинциальным захолустьем. Почему осталась? Встретила своего будущего мужа и влюбилась без памяти, ждала его два года из армии. Оба сына родились здесь. Укоренилась. Прошли годы, и вот свой семидесятый юбилей готовится отметить на этой земле талантливый музыкант, педагог РМК им. Пироговых и просто доброй души человек, о котором с теплом вспоминают коллеги и многочисленные ученики.



Она родилась и выросла в самом центре Казани, на улице Баумана, которую в наши дни сделали подобием московского Арбата. Родители Саши с музыкой связаны не были, но бабушке очень хотелось дать внукам музыкальное образование, потому что своих детей обучить помешала война. Девочку, обладавшую абсолютным слухом, приняли в обычную ДМШ №3, где она не просто хорошо училась, пробовала писать музыку, но и стала настоящей звездой, которой было позволено закрывать самые серьезные концерты школы. 

В 1960 году при Казанской консерватории была открыта Специальная средняя детская музыкальная школа (ССМШ) – аналог московской ЦМШ для особо одаренных детей. Саша выдержала конкурс и была принята, но долгое время директор не выдавала родителям девочки документы, надеясь на то, что она вернется в обычную третью музыкальную школу.

В ССМШ юная скрипачка попала к молодому преподавателю, выпускнику Московской консерватории Р.А.Сайфуллину, и была у него единственной ученицей. Занимался он с ней по три часа, все отшлифовывалось на уроках до такой степени, что в консерваторию девушка уже могла поступить без вступительных экзаменов – ее просто зачисли по итогам выпуска в класс выпускника Московской консерватории – легендарного теперь Бориса Каплуна. На пятом курсе обучения Александра Симутова в составе квартета и камерного ансамбля поехала в Ленинград на Всесоюзный конкурс камерных ансамблей и заняла почетное второе место. Еще будучи студенткой, она прошла конкурс в оркестр Татарского государственного академического драматического театра, в репертуаре которого значилось много музыкальных спектаклей.

Посчастливилось мне поездить с театром по гастролям, – вспоминает Александра Васильевна. – Мы играли в разных городах и театрах, даже в Московском академическом театре сатиры.

Рязань, куда приехала девушка, получив хорошую школу, поразила ее не только семечками, но и отсутствием в городе профессионального симфонического оркестра. Филармония была, а оркестра при ней – нет. Скрипачка уже много поиграла и на казанском радио в высокопрофессиональных коллективах, и солировала часто, поэтому садиться в любительский коллектив ей показалось не очень интересным, но, тем не менее, в рязанском симфоническом оркестре в итоге она отслужила сорок лет, начиная с 1971 года.

Я пришла в филармонию, но мне там ничего предложить не могли. Через дорогу находилась первая музыкальная школа и училище. И я пошла туда. Меня приняли и в ДМШ – педагогом по специальности, и в училище – иллюстратором*. А в 1972 году, когда училище переехало в новое здание, мне дали класс камерного ансамбля. Так с 1972 года по 2014-й я и проработала в музыкальном училище Рязани, а еще, как приехала, играла в оркестре рязанского цирка, – вспоминает Александра Васильевна.

Многие годы Симутова руководила созданным ею ансамблем скрипачей и играла в нем, пятнадцать лет отвечала за сектор педпрактики и до тех пор возглавляла струнно-смычковый отдел, пока не пришла молодая смена, с радостью взвалившая на себя скучное бремя бумажной волокиты. 

– Я легко ушла, потому что считаю себя прежде всего музыкантом, а не канцелярским служащим. Творческому человеку заниматься этим очень хлопотно и скучно, а тщеславие мне совсем не свойственно. Я любила и люблю играть, и пока руки не откажут, буду это делать, – говорит Александра Васильевна. 

Александра Васильевна поклоняется Баху, считая его музыку божественной. Посредством баховской молитвы общается она со Всевышним, отказываясь от других посредников в столь деликатном деле, считая, что «музыка – лучшее утешение для опечаленного человека» (М.Лютер). Ей не повезло: трижды, причем в разные годы ее жизни, пришлось столкнуться с батюшками весьма непотребного вида, которые посмели прийти на службу после… вчерашнего хорошего застолья. И она поняла, что святее музыки и чище той молитвы, которой говорит с богом ее скрипка, быть не может, а «Там, где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык – музыка» (П.И.Чайковский). Без посредников обходится Александра Васильевна и по сей день, ходит в храм как в произведение архитектурного искусства, старясь сделать это в безлюдное время, чтобы постоять – походить – помолчать в одиночестве. Только тогда, уверена она, сможешь увидеть что-то, сокрытое от тебя доселе. И еще ей хотелось бы когда-нибудь снова поиграть под сводами, чтобы голос ее скрипки напрямую уходил по натянутым струнам – в небо, как это было в Германии, когда она солировала в ратуше. (В Европе практикуются международные фестивали – «Еврооркестрии». На конкурсной основе музыканты из разных стран собираются в один симфонический оркестр. Видимо, такой молитвы не хватает современному человеку, если приходит публика на подобное действо, а служители культа не считают такое общение прихожан недостойным стен храма).

Больше десяти лет играла Александра Симутова первую скрипку в камерном оркестре Рязани «Perpetuum Mobile», создателем и главным дирижером которого был ее родной брат Герман Павлов, окончивший Казанскую консерваторию по классу виолончели и приехавший вслед за сестрой в Рязань. В составе оркестра поездили музыканты и по России, и по зарубежью, с Испанией были хорошие творческие связи в течение семи лет, а в 2013 году в составе коллектива играла Александра Васильевна во Франции, получив звание лауреата Международного конкурса.

Долгое время несла она еще одну «почетную» миссию в Рязанском музыкальном училище, которую сама же на себя взвалила, доводя до выпуска тех студентов, которым по разным причинам отказывали в обучении ее коллеги. Почему? Из жалости и по доброте душевной, от щедрого материнского сердца, от любви к музыке. Спрашиваю, не обидно ли было доучивать за другими? Отвечает, что нет, не обидно, потому что кто-то из «подобранных» потом оканчивал консерваторию, кто-то сейчас играет в нашем губернаторском симфоническом оркестре, многие работают в ДМШ Рязани, Москвы и Германии.



В 6 лет с преподавателем В.А. Моисеевым на первом году обучения

Может быть, в ней до сих пор побеждает музыкант, и ей хочется, чтобы и ее студенты, и те, кто попросился к ней от другого преподавателя, не расставались с музыкой, которая, как знать, может принести им не однажды наивысшую творческую радость и удовлетворение. И Александра Васильевна занимается с ними спокойно и добросовестно, не унижая и не оскорбляя. Нынешняя ее ученица из ДМШ говорит педагогу: «Вот если вы вернетесь в училище, то я буду поступать!» Теперь другая задача стоит перед преподавателем: убедить девочку продолжить заниматься музыкой, потому что способности у нее есть.

В 2014 году Марина Чернышова (бывшая студентка Александры Васильевны по камерному ансамблю), ныне возглавляющая Рязанский музыкальный театр, пригласила ее с братом в оркестр театра. 

Сегодня Александра Васильевна, имеющая Грамоту Министерства среднего профессионального образования РФ, покинув училище, работает в детской музыкальной школе №5 имени В.Ф.Бобылева, куда ее долго и настойчиво приглашала директор – Нина Валерьевна Гончарова. Среди учеников преподавателя уже есть и лауреаты конкурсов – Рита Якимова и Лиза Никиткова. 

Станет ли музыка их дальнейшей судьбой? Кто знает, но сегодня педагог и музыкант А.В.Симутова делает все, чтобы сердца ребят не отвернулись от музыки, без которой своей собственной жизни она не представляет до сих пор. 
  ______________________
*Иллюстратор (в специальном среднем или высшем музыкальном учебном заведении) – музыкант, принимающий участие в процессе обучения студента. Например, пианиста, который должен научиться аккомпанировать певцу (тогда иллюстратором выступит вокалист), скрипачу (иллюстратор – скрипач) и т.д.
 
Ольга МИЩЕНКОВА