Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№13 от 13 апреля 2017 г.
Моя любовь, твое богатство
 В Рязанском театре драмы выяснили, что нельзя купить за деньги

Если задаться целью и поделить все известные пословицы про деньги на «за» и «против», то, уверена, получится почти поровну. «Денежка дорожку прокладывает» или «деньгами души не выкупишь»? «С милым рай и в шалаше» или «без денег человек худенек»? На каждое «да» найдется свое «нет». Известный знаток русской народной мудрости Александр Николаевич Островский в пьесе «Не все коту масленица» поставил своих героев перед нелегким выбором и попытался посмотреть, что будет, если склонить чашу весов в ту или иную сторону. И вслед за ним Рязанский театр драмы в одноименном премьерном спектакле лишний раз убедил зрителя, что они так и останутся в равновесии.

Сам Островский жанр своего сочинения определял как «сцены из московской жизни». Также хорошо известны его слова о том, что «это скорее этюд, чем пьеса». Скорость создания: текст задуман 8 марта 1871 года, начат 10 марта и закончен 9 апреля – говорит о стремительности и подвижности замысла и воплощения. Однако в режиссерской версии Карена Нерсисяна эта этюдная легкость не сохраняется. Комедия переводится в драму, наполненную тяжелыми раздумьями, бореньями и темными страстями. (Впрочем, без смеха, конечно же, не обходится. В этом заслуга великолепной игры н.а. РФ Людмилы Коршуновой, создавшей образ чудаковатой, но хитрой и себе на уме ключницы Феоны. И Юрия Борисова, совершенно потрясающе преобразившегося в тугодумную кухарку Маланью).

Настроение уже задает декорация: довольно мрачный фасад дома, солидного и добротного, в несколько этажей (сценография Кирилла Данилова). Эффектная сама по себе она существует как-то отдельно от патриархальной московской жизни, рисуемой купеческим языком и костюмами (художник по костюмам Янина Кремер), и отсылает скорее к европейским ассоциациям. В «темном царстве» неприветливых окон то тут, то там вспыхивают «лучи света». А на заднем плане поблескивает искрящаяся полоса, которую большинство зрителей принимало то ли за облачко, то ли за звездное небо (уже потом из закулисных разговоров выяснилось, что это, оказывается, Москва-река, указывающая на место действия – Замоскворечье).

Впрочем, ее холодный блеск лишь подчеркивает масштабы и суровость дома. И именно такая громадина возникает в воображении, когда купец Ермил Зотыч Ахов (з.а. РФ Александр Зайцев) похваляется своим богатством: «Дом-то у меня какой! Большой, каменный, крепкий». И тут же получает в ответ: «И крепка тюрьма, да кто ей рад!»



Этот образ дома-тюрьмы, дома-крепости словно «нависает» над всеми героями. И хотя все остальное большое пространство сцены остается свободным, чувствуется, что каждый персонаж находится в своем внутреннем заточении. Для одного кандалами становится бедность, для другого – богатство, для третьего – страх и нерешительность... Но все они пытаются отвоевать свое право на счастье. Столкновение интересов приводит к столкновению характеров. И здесь у Островского выигрывают не сильные капиталом, а богатые духом.

Постылой темницей представляется каменный дом для юной красавицы Агнии (Анастасия Бурмистрова), к которой сватается 60-летний Ахов. Уверенный, что за деньги можно купить всех и вся, он даже и мысли не допускает об отказе. В образе самодовольного куражащегося купца, созданного Александром Зайцевым, есть что-то от его Короля Лира: своевластный, с резкими вспышками гнева и с замашками тирана по отношению к тем, кто (по его убеждению) находится ниже. Входя в бедный дом вдовы Дарьи Федосеевны Кругловой (Марина Мясникова), он основательно усаживается и сразу располагается, как у себя дома, уверенный, что его просто не могут не любить и не уважать. «У вас, нищей братии, ничего заветного нет; все продажное. И вдруг из гроша рубль», – довольно резюмирует он, указывая на себя. «Что захотел, что задумал только – все твое», – вожделенно обводит руками стройный девичий стан.

Вот только всем клеткам, пусть и золотым, сильная и решительная Агния готова предпочесть рай в шалаше вместе с милым ее сердцу Ипполитом (Никита Левин), племянником Ахова. Но при условии, если робкий юноша найдет в себе смелость противостоять деспотичному дядюшке. Для него купеческий дом и вправду оказывается настоящей каторгой: герой Никиты Левина – совестливый и работящий молодой человек, ведущий все дела Ахова, но не смеющий потребовать заслуженное жалование. И только страх потерять любимую толкает его на бунт.

Что перевесит: любовь или деньги – Островский решает довольно умно, сочетая юные сердца и при этом награждая их капиталом. А в битве характеров верх одерживает мудрая Дарья Федосеевна. 

Хлебнувшая горя в своем браке с купцом-самодуром вдова не желает дочери такого богатства. Внутренний стержень, который ощущается в героине Марины Мясниковой, не позволяет ей гнуть спину перед деньгами, и в итоге сбивает спесь с зарвавшегося купчины.



Разочарование Ахова настолько искренне, что ему почти сочувствуешь. Вот только расстроен он не тем, что остался без жены. Деньгам почета не оказали – вот, что печалит гораздо больше. Страшит и то, что опять придется в одиночестве бродить по пустым комнатам дома-тюрьмы.

…В самых первых минутах спектакля жалкий встрепанный Ахов мечется в дрожащем свете фонаря, потерявшись в собственном доме. К этой сцене мысленно возвращаешься в финале, когда Дарья Федосеевна поучает Ахова известной пословицей: «Не все коту масленица, бывает и великий пост». Лучше и не скажешь.


Под текст

Ах, Ахов! Ух, Устинов! 

Говоря о пьесе «Не все коту масленица», нельзя не вспомнить еще одного замечательного исполнителя роли купца Ахова – з.а. РФ Владимира УСТИНОВА, артиста Театра на Соборной. Спектакль вышел в театре для детей и молодежи в 2002 году. И созданный Устиновым яркий образ эгоистичного, надутого от важности богача, грозного в начале и такого ничтожного в финале, запомнился надолго.

Вспомнить это тем более приятно, что 1 апреля Владимир Устинов отметил 75-летний юбилей! А буквально вчера, 12 апреля, в Театре на Соборной, где Владимир Петрович служит уже 43 года, прошел его творческий вечер. Веселый спектакль, шутливый капустник, поздравления от Рязанского отделения Союза театральных деятелей, театров и коллег по цеху, цветы и подарки – в общем, все, что нужно, чтобы отметить юбилей любимого артиста.

Рефреном вечера стала песенка «Крутится, вертится». Более 80 ролей – есть от чего закружиться голове! Но «Новая» уверена, что это далеко не предел, и вместе с Театром на Соборной желает дорогому Владимиру Петровичу крутиться и вертеться долго, творчески и плодотворно!


Фото Андрея ПАВЛУШИНА
 
 
Вера НОВИКОВА