Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№32 от 12 августа 2010 г.
Кому доверена судьба страны
Художник-педагог Александр БАБИЙ продолжает рассуждать на страницах «Новой» об учительском малокровии, миссии «малых» школ и опасности, которая в случае их закрытия постигнет рязанскую деревню



За время моей работы в городском стачечном комитете каких только примеров прямого хищения из учительской казны не пришлось нам вскрывать! Каких только прямых нарушений Законов РФ руководителями и их окружением не обнаруживалось!..

Тут самое время Николая Васильевича Гоголя на помощь звать, пока еще он изучается в школе. Ведь для него любой пример школьного мздоимства и алчности чиновника, подобострастного услужения директорами своим начальствующим персонам, готовности родителей продать с себя последние штаны, лишь бы угодить и тому и другому просящему, ради того, чтобы их ребенок окончил школу без осложнений, – все это послужит благодатным материалом для написания современных «Мертвых душ».


Вcпомнил классика и на память пришел один интересный пример.

В старинном, веками намоленном селе, что имеет название Аграфенина Пустынь, есть поселок Закомариха. Там до сих пор стоит большой из красного кирпича дом бывшего купца Макарова. У него был сын Дмитрий. Мальчик успешно учился в школе, которую, стараниями протоиерея Афанасия Степановича Арбекова, открыли в 1874 году. Священник и уникальный педагог снискал своим подвижническим трудом любовь и уважение у потомков.

Прилежный в учебе Дмитрий Макаров после перенесенной им болезни превратился в изгоя, поскольку его движения и разговор стали замедленными. Нередко свои мысли он проговаривал вслух. Худощавый, с виду забитый, затравленный одиночеством, «Митя-дурачок» – так звали его в округе, между тем мог по памяти воспроизводить большие фрагменты из «Братьев Карамазовых». Однажды, возвращаясь домой из солотчинской библиотеки с новыми книгами, он неожиданно заговорил со мной о достоинстве романа:

­– Пожалуй, Анна Каренина послабее «Братьев Карамазовых»… В ней что?! Слабость… Да и сам Лев Николаевич-то в жизни большим путаником был. А у Федора Михайловича все глубже…
– Митя, а ты много читаешь?
– Читаю…

Дмитрий Макаров давно умер. Умер в одиночестве и нищете.

Сегодня встревожены его земляки попытками областного министра образования Бушковой закрыть школу в их родном селе.

Причины для этого есть. А когда же у власти появляются беспричинные желания? Такого быть не может! Нет денег на содержание крошечного школьного коллектива – вот вам и причина! А какую славу эта школа хранит, какими выпускниками гордится, что укореняет на просторах родного села этот крошечный коллектив – какая во всем этом может быть польза для китайца!!! Почему «для китайца»? А для кого же тогда расчищаются, безжалостно осушаются и перепахиваются пространства русской национальной школы, как не для иных культур?! Или полагаете прожить полнокровно еще многие столетия без местных кровинок? Нет, уважаемые! В пекле безответственного и безоглядного иссушения сельской, исконной культуры мы рискуем оставить на земле разве только ее высушенную мумию, которую в лучшем случае смогут употребить в качестве музейного экспоната.

Зная не понаслышке мир сельских, так называемых малокомплектных школ, их мир унизительной бедности и беззащитности, удивляюсь той резвости чиновников от образования, желающих «…выправить положение в районах области и по возможности создать на местах условия для комплексного современного образования».

Глупость она в любой сфере человеческой деятельности – глупость! Как можно работникам сферы образования рассуждать об «улучшении процесса образования» и при этом ни слова не произносить о сохранении условий для нормального воспитания?

Именно на первых порах начального обучения очень важно сохранять вокруг ребенка устоявшийся уют в пределах родного дома, в окружении своей семьи, в просторах маленькой деревеньки.

Сельские дети, не измученные «райскими плодами городской цивилизации», намного выносливее, трудолюбивее, отзывчивее и коммуникабельнее своих городских сверстников. Они здоровее!

Произнес и в ответ услышал шквал возражений. Только не следует спешить с возражениями, поскольку знаю об истинном положении молодежи на селе не хуже многих. А написал о здоровье, потому что веками измученные горожане искали спасение от духовного и физического вырождения именно в русских деревнях. (Тут невольно напросилось одно предположение: уж не по злому ли умыслу молодая страна Советов в первую очередь принялась стирать с лица земли именно деревню? Сажая «темных крестьян» за парты, а крепких, умеющих трудиться и приносивших постоянный доход в народную казну оторвала от Земли-кормилицы, отправив их миллионами на сибирские поселения и на Соловки. Слишком уж много тому неопровержимых доказательств. Горько все это! А ведь русское крестьянство всегда остается истинной СОЛЬЮ земли).

В свое время мне довелось учиться с ребятами из Аграфениной Пустыни. Им приходилось ходить в солотчинскую школу за пять километров только в один конец. По возвращению из школы  пятиклассники, по поручению родителей, покупали три-четыре двухкилограммовые буханки хлеба и, перекинув ношу через плечо, лишь часам к пяти вечера добирались до дома. И ничего! Многие при этом учились успешно. Без репетиторства ежегодно сдавали переводные экзамены. А по окончании школы без взяток и «дядей» поступали в престижные институты страны.

Причиной столь надежного и уверенного состояния детей, безусловно, было неспешное обучение в малокомплектной школе, с ее неповторимой средой морального климата.

Меня самого привели в Давыдовскую малокомплектную школу в 1949 году. В классной комнате размещено было сразу два класса – первый и третий; а за бревенчатой стеной – второй и четвертый. Две учительницы, уборщица-истопник и сторож с вмененными ему обязанностями дворника – это был штат нашей малокомплектной школы.

Разве поймут современные лидеры от наробраза, что меня, трудного ребенка, именно в сельской школе научили многому. Именно в маленьком школьном коллективе воспитывалось в нас чувство подлинного уважения друг другу, обязательной бескорыстной взаимовыручки.

Безусловно, наша молоденькая учительница Нина Ивановна Медведева не была тем педагогом, о котором мечтают современные теоретики-говоруны. Зато ее уроки Родной речи (название какое милое!) на всю жизнь укоренили во мне восторженное отношение и к разговорному, и к письменному слову.

Более того, знали бы наши «педагогические ведуны и знахари», что меня, переученного левшу, лирика от природы, научили мыслить строго и четко! С четвертого класса выработали привычку самостоятельной подготовки для сдачи переводных экзаменов. Именно в малокомплектной школе, оставаясь постоянно в поле учительского внимания, мы были приучены к радости собственных малых побед. Мы все радовались успехам других. Эта великая воспитательная задача школы в целом решается именно в малокомплектной школе.

Городские фабрики современных технологий ей не ровня. Сельская школа хранит особый уют.

Но только при условии внимательного к ней отношения со стороны общества в целом, а не в условиях всеобщего презрения.

Со временем, искренняя благодарность к сельской школе выразилась в стихах, в которых есть такие строчки:

Помню буйную удаль продрогших дорог,
Визг полозьев и стылое сено,
Школы маленькой чистый порог,
Скрип пера и азарт перемены.

Память моя хранит любовь и признательность к тем людям, кто, сам находясь в очень сложных условиях послевоенного времени, создавал вокруг нас условия для трудной, но интересной учебы.
 
Позволю еще один поучительный пример: при нашей школе был соток на 30–40 пришкольный участок. Решено было посадить сад. Взрослые вырыли ямы под плодовые деревья, завезли плодородной земли. Мы принялись разносить эту землю и сажать саженцы.

– А ну, Саша, – обращается ко мне учительница, – реши, пожалуйста, задачу: «В яму под вишню следует высыпать 4 ведра земли, а под яблоню на 3 ведра больше. Сколько следует принести тебе ведер земли под твою яблоньку?» Так проходили мы учебный материал по арифметике!

Через несколько лет в наш дом, уже новыми учениками начальной школы, было принесено ведро спелых яблок! Это моя учительница угостила первым урожаем с ветвей «моей яблоньки»!

Нет той доброй, умной деревенской школы. Нет и того сада. А сажали и многие годы ухаживали за ним не более 24–28 сельских ребятишек Давыдовской малокомплектной школы.

Сегодня угроза исчезновения маленьких школ висит над всеми районами нашей области. Угроза исчезновения самого духа народной педагогики, которая, не зная, что такое «продвинутые инновационные технологии и современные адаптационные методики», блестяще, на протяжении многих, многих десятилетий, прививала своим ученикам совестливое и уважительное отношение к старшим. Учили простым приемам логического мышления. Готовили к самостоятельной, активной жизни.

В сельских школах особая близость к природе.

Приведу еще один пример. В музее РГУ им. С. Есенина хранится мало чем примечательный экспонат – книга для чтения учеников старшего отделения начальной школы повышенного типа, для двух классных школ, городских училищ, Воскресных школ и младших классов средних учебных заведений. Ее автор П. Смирнов на титульном листе обозначил: «Среди живой природы и в кругу хороших людей». Выпущена она была в городе Шацке в 1911 году.

На восьмистах страницах текста ни одной картинки! Зато листы добротной бумаги хранят прикосновения многих детских пальцев! И подарена эта книга была ученице Мальцевской начальной школы Софии (как уважительно, а?!) Ничушкиной попечителем школы Виктором Воронцовым-Вельяминовым 29 апреля 1912 года. По этой книге исследовательскую работу написать! Много чего в ней поучительного для современных педагогов.

Но сейчас о другом. О безответственности местной власти ко всему, что содержит в себе морально- этические составляющие.

Уже в 90-е годы заговорили вслух о демографической угрозе, ее последствиях. Городской учительский стачком открыто предлагал конструктивные меры сохранения рабочих мест, прежде всего в сельских малокомплектных школах. Убедительно доказывал значительную выгоду, которая содержится в более качественном обучении, которое, естественно, появляется в силу увеличения учительского внимания на одного ученика. Но высшая учительская власть тогда брезгливо отмахнулась. На одном из заседаний комитета при областной Думе в адрес сопредседателя стачкома было брошено: «Все проблемы, которые озвучивает депутат Таболин, – надуманны».

Но пришло это грозное время с его многочисленными, глубокими проблемами как для учителей, учеников, родителей, так и для всего будущего нашей страны. А прошлые восторженные импровизаторы от образования, поменяв посты и спрятав свои «хвосты», продолжают преуспевать в той же системе.

Бог им всем судья! А всем нам следует для начала разобраться, следуя строгим правилам универсального закона диалектики с его причинно-следственными связями, в коренных проблемах современной школы. Без истерик и грозных указаний «сверху» определить, например:

1) Каковы истинные (или, в чем кроются) причины отказа от малокомплектных школ?
2) Как сохранить малокомплектные школы?
3) Ради чего необходимо сохранять в сельской местности маленькие школьные коллективы?
Наконец,
4) где взять средства на содержание сельской школьной структуры?

И много чего еще.

В заключение приведу для особо ретивых поклонников необходимости безоглядного внедрения инновационных проектов в систему российского образования всего лишь один пример.

В 50-х годах прошлого столетия при въезде в Солотчу, на краю леса, стояла избушка в одно окно. В ней жили свинарка тетя Параша, ее горбатенький сын Михаил и дочь Клавдия. Так вот, Михаил, отлежав несколько лет в санатории в жесточайшем режиме фиксирования всего тела в неподвижности, не только прошел курс средней школы, что самое восхитительное: юноша, никогда не видевший города, своими руками собрал и настроил ультракоротковолновую радиостанцию! Был зачислен в областной Клуб радио коротковолновиков при ДОСААФ и затем многие годы поддерживал радиосвязь со многими странами мира!

Хотел бы я сейчас увидеть молодого человека, способного повторить подобное. И как бы хотелось встретить взрослых, которые потягались в бескорыстной помощи безнадежно больному ребенку с такой же готовностью, какая исходила в те годы от большинства воспитателей и педагогов.

Признаюсь откровенно, что для большинства проблем, возникших в современной системе образования, есть решения. Многие окажутся нетрадиционными. Пожалуй, для российского обывателя, совсем нетрадиционными. К примеру, урезать в бюджете объемы финансирования кабинетных работников. Разве не они громче всех выступают за «сохранение национального богатства, спасение памятников культуры, оздоровление системы отечественного здравоохранения и образования, защиту интересов молодежи» и прочее, прочее, прочее.

Не думаю, что это утопия. Законы диалектики неумолимы. И все, что не согласуется с законами поступательного движения в развитии общества, рано или поздно вынуждено погибнуть, оставив после себя еле видимые следы своего былого могущества. Хотя возможен и другой вариант. Деятельность псевдогероев может настолько ослабить иммунную систему народа, что в итоге он вынужден будет сойти с арены истории, как в свое время ушли десятки древних народов.

Надеюсь, что совестливые, здоровые начала в нашем обществе еще достаточно сильны, чтобы не допустить подобного краха. Но о возможном исходе лучшие умы России предупреждали нас уже неоднократно.

ОТ РЕДАКЦИИ

Публикацией этого материала «Новая газета» отнюдь не ставит целью навязать читателям (где бы они ни жили – на селе или в городе) точку зрения многоуважаемого автора. Напротив, мы призываем вас к дискуссии на тему «Малокомплектным школам ­– быть?»

Нам одинаково интересны и мнения профессионалов-педагогов, ученых, и финансовые выкладки специалистов в области бюджетных отношений, и, конечно же, взгляд простых граждан на упразднение, слияние и укрупнение деревенских школ (особенно, если откликнутся те, кому довелось обучаться на селе).

Отдельно хотелось бы услышать министра образования правительства Рязанской области Н. Бушкову и начальника Рязгоробразования
Т. Пыжонкову, а когда дым рассеется, глядишь, и губернатор найдет что сказать подлежащим сокращению с нового учебного года рязанским учителям…
Александр БАБИЙ