Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№26 от 12 июля 2018 г.
Свежие новости
Малинки в сердце и на холсте
 Художница Дарья ОНАЦКАЯ – о человеке дающем, кладбищенском жасмине и банке с творогом

В Историческом музее города Михайлова начала свою работу выставка московской художницы Дарьи Онацкой под названием «Малиновый ручей». Место проведения экспозиции выбрано не случайно, ведь автор с раннего детства проводила лето в Малинках у дедушки Андрея Павловича и бабушки Надежды Ивановны Онацких, а также в Голдино у дедушки Василия Андреевича Лыгина и бабушки Анны Ильиничны. Оба села находятся в Михайловском районе Рязанской области. Название вернисажа, посвященного памяти дедушек и бабушек, связано с селом Малинки. На нем представлены работы, рассказывающие о детстве художницы. 



Рассказывает Дарья Онацкая: 

– Год назад мне Светлана Владимировна Феофанова предложила сделать выставку в Михайловском историческом музее. Я специально приготовила работы для этой экспозиции. Спасибо большое музею за предложение. Этот вернисаж очень важен для меня, он является светлой памятью о людях, которые меня воспитали. 

На одной из картин – моя бабушка Надя. Она умерла в 1998 году. Я начала писать ее портрет через год после ее смерти. Данная работа у меня все не шла и не шла. Закончила ее только в прошлом году. Захотела воплотить образ человека дающего. Бабушка постоянно обо всех заботилась. Кто как в посадку пошел, кто как поел, кто как доехал. Она пекла очень тонкие блины в отличие от другой бабушки, у которой можно было наесться двумя штуками. Бабушка часто рассказывала поучительные истории из собственной жизни. Тихонько пела и читала стихотворение о ласточках, которое я до сих пор помню.

Бабушка очень любила цветы. Она выращивала розы, зимой укрывала их пленкой. Рядом с ее домом росли шапки флоксов, лилии, пионы, гвоздики, георгины. И к осени весь сад утопал в цветах. А на первое сентября в первый класс я шла с самым высоким букетом из гладиолусов. На кладбище она попросила посадить жасмин. Прошло много лет, и на ее могиле, как и в первый год после ее смерти, распускаются нежные белые цветы. 

Другая работа посвящена моей бабушке Ани, приехавшей в столицу к брату. Он сфотографировал ее на лавке у Большого театра под кустом сирени. У бабушки с собой покупки, упакованные в бумагу. Возможно, это гостинцы детям или какие-то обновки. 



На следующей картине я написала вход в дом со стороны сада. В саду под грушей стоял обеденный стол, вокруг него – лавки. В бидонах возили воду из колодца. Между оконными стеклами бабушка укладывала вату и кусочки мишуры, украшая дом к Новому году. Потом они там лежали круглый год. На подоконнике я играла в парикмахерскую, где стригла кукурузу. Из-под моих ножниц все выходили коротко стриженными, словно новобранцы. По осени на дорожки внутреннего двора падали груши. Совсем небольшие, кривенькие, но сладкие и свои. 

Мой дед очень искусно ругался матом, когда управлял кобылой. Ее как-то украли цыгане. Дед на следующий день нашел воров и надавал им по шапке. Лошадь вернул, а на ворота конюшни поставил ревун. И при непрошенном открытии двери раздавалась сирена. Еще я помню, как дед привозил нам скошенные вместе с травой землянику или горох. А еще возил нас на огромной шапке сена. Было высоко и страшно.



На этой картине (здесь и далее Дарья показывает на свои картины, Г.Т.) я попыталась создать образ теплого дома. Здесь всегда была луна, а над сараем всегда висела Большая медведица. Получилось, я надеюсь. Круглый формат картины должен подчеркивать это. У меня есть поставщик, который снабжает меня такими холстами. Ночью идешь в дом и вдруг замечаешь, как красиво светит луна. Слышишь, как стрекочут кузнечики и квакают лягушки на конторском пруду. Мимо проносится бражник, а ты словно мотылек, не можешь оторваться от ночного фонаря.

Вот тут изображен патефон, который мы нашли и отреставрировали. Теперь он работает. Уже на этой работе вписано очертание итальянского полуострова. А здесь я повесила газету 1969 года, где есть статья Юрия Бучнева, основавшего Михайловский исторический музей и знавшего моего дедушку. Тут собран натюрморт из женских вещей «Звезды 30-х годов». Я много пишу с натуры. Люблю всякие скляночки. А на этой стене акварельные скетчи, что-то про деревню, бабушкин чай, патефон.

Здесь мой брат, позирующий на фоне собранного урожая. Картошку в то время сажали так, чтобы огромное поле убегало за горизонт. Урожая хватило на несколько семей почти на год. Мы, дети, дергали на этих грядках сорняки. Собирали колорадского жука в металлические банки, а потом давили их на асфальте сандалиями.



У каждой калитки есть свой неповторимый скрип. Я помню, как пела эта. Справа от нее почтовый ящик и металлическая труба с перекладиной, чтобы счищать с обуви налипшую в непогоду грязь. Слева орешник. В августе мы сидели на лавке под ним и грызли орехи, которые не успели вызреть. На штакетнике сушились банки, которых у нас было много. В нашем хозяйстве была корова. Свое молоко, сметана, простокваша, творог. Казалось бы, просто банка. О чем она может рассказать? Мне она говорит про хозяйку, которая ее помыла, повесила сушиться и прогреваться на солнце. Банка – неизменная тара для соленых огурцов и помидоров, молока, простокваши, варенья и компотов. Для меня она символ лета в деревне.

Светлана Феофанова, сотрудница музея: 

– Даша приезжала несколько раз в музей и фотографировала колонны, на которых будут висеть ее работы. Не спонтанно, мол, вот вам картины, вешайте, а подошла ответственно, словно военный человек. Расскажу историю, как мы готовили выставку. Была суббота, короткий рабочий день в музее, работали до трех часов. Приехали они в двенадцать, разгрузились, оставалось времени всего три часа. Мы повесили экспозицию за два с половиной часа, на одном дыхании! Благо, было много помощников. То есть подготовка к выставке шла год, а разместили ее так быстро. Даша говорила, что вот здесь будет то, а там другое. Такой простой красоты, которую вы сегодня здесь видите, я не ожидала. Например, обычные полевые ромашки, но смотришь на них и отдыхаешь душой. 

Анастасия Емельянова, студентка студии «Паспарту»: 

– Даша – наш ментор и наставник. Она периодически показывала нам свои картины, подготовленные для этой выставки. Особенно понравилась ее работа «Бабушка в цветах», которая висит в центре. Мы видели, как она рождалась, Даша вложила в нее свою душу. Ее вдохновение передается и нам. Мы очень гордимся нашим преподавателем.    

Справка «Новой» 

Дарья Онацкая родилась в 1986 году в Улан-Удэ. Сейчас живет в Москве. Изобразительным искусством серьезно занимается с 12 лет. Окончила Российский университет инноваций по специальности «Дизайн среды», а также Московский педагогический государственный университет по специальности «Учитель ИЗО», стажировалась в китайском городе Шеньян. Член Союза педагогов-художников. Основатель и руководитель школы живописи для взрослых «Студия Паспарту». 

Фото автора

Посетить выставку Дарьи Онацкой «Малиновый ручей» можно со вторника по пятницу с 8.00 до 17.00, в субботу и воскресенье – с 9.00 до 15.00 по адресу: г.Михайлов, ул.Маршала Голикова, д.6.
Георгий ТИТОВ