Новая газета
VK
VK
Twitter
Рязанский выпуск
№39 от 11 октября 2018 г.
Повелители масок
 На вручении театральной премии «Зеркало сцены» всерьез задумались о введении новой номинации «лучшее актеро»

В своем неоконченном романе «Маски» Рэй Брэдбери создает образ Уильяма Латтинга – человека, который разоблачает внутреннюю жизнь своих друзей, приятелей и незнакомцев. И делает это с помощью масок. «Мы не бываем совершенно одинаковы. Вернуться назад невозможно. И вам не советую. Все переменчиво», – утверждает повелитель масок. Однако и в изменчивом потоке масок можно выделить прочную основу. Уже четвертый год Рязанская организация Союза театральных деятелей проводит смотр-фестиваль «Зеркало сцены». В непредсказуемом театральном мире «Зеркало» пытается определить лучших, наградить и подвести итоги. В этом году церемония вручения премии состоялась 7 октября на сцене Рязанского театра драмы. И прошла она в форме бала-маскарада.



Форма диктует правила игры. Маскарад. Карнавал. Блеск, мишура, фейерверки. Пышные костюмы, яркие маски, скрытые лики. Все эфемерно, все обманчиво. И порой может обернуться не тем, чем кажется. Получить награду за роль, которой нет в пьесе?.. Легко! Бесподобный Юрий Борисов побеждает в номинации «Лучшая роль второго плана» за роль Федора Ивановича Долгова в спектакле театра драмы «Касатка». Хотя в оригинале пьесы Алексея Толстого его персонаж зовется Варварой Ивановной Долговой... Но волей судеб (и режиссера) тетушка стала дядюшкой. Да и в прошлом сезоне жюри отметило Борисова за роль… служанки Маланьи. «Если в следующий раз в распределении будет: «Мария Стюарт – Юрий Борисов» – я не удивлюсь. Попрошу бутафорские титьки и пойду репетировать!» – в сердцах воскликнул актер, сорвав аплодисменты.



Чувствуется, что и само жюри не прочь упразднить гендерное деление в актерских номинациях. Председатель жюри Григорий Заславский, театральный критик, ректор ГИТИСа, иронично предположил, что в будущем формулировка будет звучать как нечто среднего рода: «Лучшее актеро». На эту мысль наводят и решения, принимаемые авторитетными столичными критиками.





Уже второй год не присуждается главная премия в номинации «Лучшая женская роль». Жюри ограничивается специальными призами, которые в этом году были вручены Зое Пятницкой (за роль Ласточки в спектакле Театра на Соборной «Гадкий котенок») и Антонине Григорьевой («За мастерство и актерскую искренность» в спектаклях театра кукол «Женитьба» и «Дюймовочка»). И особый знак внимания от Заславского – свитшот ГИТИСа – получила актриса Театра на Соборной Кристина Мазепа (за роль Мышки в спектакле «Гадкий котенок»).  







В мужской категории жюри оказалось более единодушным. За лучшую мужскую роль награжден Дмитрий Мазепа (роль Тихона Кабанова в спектакле Театра на Соборной «Гроза»). И специальными премиями отмечены артист театра кукол Василий Уточкин («За широкий диапазон, проявленный в спектаклях «Женитьба» и «Дюймовочка») и артист театра драмы Валерий Рыжков («За психологическую эксцентрику» в роли Желтухина в спектакле «Касатка»).



Лучшей ролью в спектакле для детской или подростковой аудитории стала работа Константина Зенкова в спектакле Театра на Соборной «Гадкий котенок» (роль Кота Мони). Наконец, заканчивая актерский блок, нужно отметить, что в этом году впервые была введена номинация «Лучший молодой актер/актриса»: здесь победил «соборянин» Константин Ретинский (роль Бориса в спектакле «Гроза»).







Наблюдая за распределением наград среди театров, приходится отметить, что музыкальный театр на этот раз, увы, не получил ни одной заветной статуэтки. А рекордсменом стал театр кукол. Помимо уже перечисленных премий здесь были награждены Захар Давыдов («Лучшая работа художника-постановщика», спектакль «Дюймовочка»), Георгий Горазеев («Лучшая работа художника по свету», спектакль «Женитьба»). Премию «Лучшая работа композитора» получила Альбина Шестакова, причем, что вдвойне приятно, из рук маэстро Сергея Оселкова. Рязанский симфонический оркестр, не сходивший со сцены весь вечер, оказался главным украшением «Зеркала сцены 2018»!



Наконец, премия «Лучшая работа режиссера» была вручена режиссеру театра кукол Олегу Жюгжде за «Женитьбу». И спектакль «Дюймовочка» был признан лучшим спектаклем малой формы.

Что же касается спектаклей большой формы, то здесь критики не выявили фаворита: эта номинация осталась не присужденной. Также не была вручена премия «Лучший спектакль для детей».



Однако закончить все же хочется на высокой ноте. Награда в специальной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» была вручена народному артисту РФ Борису Аржанову. Приветствуя мастера сцены, зал аплодировал стоя, с восхищением и благодарностью, и точно без всяких масок.

Фото Андрея ПАВЛУШИНА