Новая газета
VK
VK
Twitter
Рязанский выпуск
№31 от 11 августа 2011 г.
Свежие новости
Город призраков
Что заставляет рязанцев делать ужасные вещи?



Вместо эпиграфа:

«20 мая 1994 года в нарушение всех российских и международных норм права из специальных хранилищ в Москве на улице Выборгской, д. 3, были погружены в огромные трайлеры и отправлены через всю Европу во Францию более одного миллиона папок бывшего Особого Архива СССР, являющегося национальным достоянием русского народа, заплатившего за него своей кровью в период Второй мировой войны. История не знает случая, чтобы какое-либо государство, кроме побежденного в войне, добровольно передало другой стране в таких немыслимых масштабах (в папках содержатся десятки миллионов документов) свой информационный фонд, являющийся одним из главных условий эффективного и стабильного существования государственной власти».

Этот текст мной взят из седьмого тома современного историка Олега Анатольевича Платонова «Терновый венец России».


Пытаясь осмыслить причины всенародной беды, сокрушительных причин гибели исторического, родного нашего города Рязани, невольно прихожу к пугающему сравнению: Рязань населена призраками. Призраки во всех структурах городской и областной власти, призраки в судебной системе, призраки в управлениях и министерствах. Даже образование и медицина перенаселены этими безликими и бессердечными монстрами.

Неужели так прозорлив был сатирик, который впечатал наш город в мутную, сумеречную среду исторической реальности – «Город Глупов»?

Глупцам безразлично абсолютно все, что не нарушает их личного спокойствия. Но тот, кто ущемляет личные интересы людей-призраков, немедленно устраняется ими с неистребимой энергией.

1. Градовредительство и экология

После того как по инициативе молодых рязанцев, встревоженных сносом части дома №22 по улице Астраханской, прошло «волнение» в коридорах власти. Как всегда началось своеобразное гипнотическое действо, направленное на усыпление особо ретивой части горожан, желающих отстоять в неприкосновенности историческую достопримечательность.

Думаете, кто-нибудь из чиновников действительно встрепенулся и, проявляя гражданскую ответственность, принялся исполнять свои прямые должностные обязанности, направленные на сохранение элементарной законности? Увы! В городе Глупове издавна укоренилась практика: «Моя твоя не понимай…». Спросите у главного архитектора Рязани: как могло случиться, что у городского объекта, имеющего статус памятника, оказался хозяин (частное лицо) с правом сноса этого объекта?

Вразумительного ответа не получите.

Как, впрочем, не получите объяснения причин катастрофического обмеления реки Оки, уничтожения реликтовой окской поймы, занесенной еще в конце 50-х годов в списки охраняемых объектов природы специалистами международной организации при ЮНЕСКО.

В июне 1964 года представил я на защиту в художественном училище свою дипломную работу «Утро города». Еще на первом курсе была выполнена мной композиция на городскую тему, а уже с третьего курса начался систематический сбор натурного материала для будущей живописной композиции. Восхищало тогда и радовало оживленное строительство вокруг исторических кварталов. Дух захватывало от реставрационных работ на территории Рязанского кремля. Росли надежды на то, что Рязань, омолодившись за счет микрорайонов, сохранит своеобычную красоту небольших старых улиц.

Тогда молодой ум и не думал о возможном предательстве со стороны архитекторов, которые своим безразличием и бездушием к скромной красоте провинциального города не «положат живота своего» за сохранение исторической части. Но…

Не случайно же на совещании 14 июня 2011 года, которое проходило в Рязани, президент Российской академии архитектуры и строительных наук ректор МАРХИ, профессор, академик Александр Петрович Кудрявцев с болью сделал заявление, в котором содержалось «общее ощущение всех присутствующих архитекторов о невероятно низком профессиональном уровне работ рязанских градостроителей. Особенно неудовлетворительно обстоят дела с застройкой исторической части города». («Новая газета» подробно писала об этом в №28Р от 21  июля с.г.).

Невольно вспомнилось строгое предупреждение Гете: «Можно совершить ошибку в жизни, но нельзя ее совершить в градостроительстве».

Именно в период подготовки к проведению в Рязани этого совещания с участием высоких архитектурных чинов начались работы по сносу части дома на улице Астраханской. Взволнованная общественность требовала назвать имя застройщика. И какое нам дело до имени владельца этого участка городской земли. Наверняка нынешний хозяин мог не знать о существовании охранного паспорта на историческое здание или на его часть, так называемую пристройку. Областной комитет по культуре – вот кто не ведает, что творит!

Подумайте, можно ли начать строительство в черте города без предварительного получения каких-либо санкций от управляющего органа? Ну, нет же! Только разрешительный документ и дает право, которым и пользуются добросовестные застройщики. В нашем случае завеса тумана поредела, проявив истинных виновников очередного вандализма.

Городская архитектура, надзорные органы... Наконец, городская и областная власть, вот кто поспешил «смыться» от ответственности, уверяя впоследствии ретивую общественность в собственной непричастности к произошедшему. Зато с экрана телевизоров в уши обывателя слили заверения: «Сейчас мы занимаемся изучением документации по этому объекту. Обязательно найдем хозяина, владеющего им. И обязательно заставим восстановить утраченное…» А тем временем хозяйка (ее имя озвучено было в кабинетах власти, как принято у безответственных людей: чуть что – сразу сдавать друг друга), со свойственной хозяйкам поспешностью и радением, приступила к возведению нового здания по проекту молодого рязанского архитектора.

Думаете невозможно такое? – вот они, доказательства – на фото вверху.

Знакомясь с рязанской действительностью, невольно входишь в ступор от той пошлости, которая окружает кабинеты: внешнее многоумие, подкрепленное жирным куском окладов и разного рода премий, льгот и пенсий самой высокой пробы. Они сами себе врут и делают вид, что не понимают своей никчемности.
НО ДЕЛА ВЫДАЮТ КАЖДОГО...

2. Здравоохранение

Кто объяснит унизительную зарплату медперсонала, который вынужден скитаться по Москве в поисках более высокой оплаты труда, оставляя при этом рязанские больницы без квалифицированных специалистов? Даже губернатор Ковалев не сразу смог дать вразумительный ответ премьеру Путину на вопрос «Какая зарплата у врача-специалиста в Рязани?» во время открытия перинатального центра.

В прошлом востребованные рязанские терапевты, ЛОРы и окулисты вынуждены уже лет десять как батрачить на столичной «скорой» вахтовым методом сутки через трое (а кто и через двое), лишь бы прокормить свои семьи здесь, в Рязани. При этом наспех отсыпаясь в автобусах и электричках Москва–Рязань–Москва.

3. Образование

Здесь здравый смысл и вовсе заместили в последние годы псевдоноваторскими изысканиями, принесшими за собой полное уничтожение основ некогда мощной системы русской педагогической школы.
Совсем еще недавно в десятках рязанских школ (несмотря на протесты педагогов-профессионалов) детям при попустительстве местных властей навязывали изучать саентологическое учение Рона Хаббарда. Хотя идеи этого авантюриста признаны судами РФ экстремистскими.
Кто тогда за вранье ответил?

И кто сейчас в эпизодах, связанных с экстремистскими выпадами молодежных группировок, прослеживает хаббардовскую доктрину?

ОДНИ И ТЕ ЖЕ ЛЮДИ...

Но люди-призраки не способны слышать человеческого голоса. Они приучили нас врать – повсеместно и на протяжении не одного десятилетия.

Во времена Хрущева рязанцы врали на весь мир о выполнении ими трех планов по производству мяса и молока. Врали о невиданных урожаях царицы полей – кукурузы. Врали о распаханных пойменных лугах, плодородие которых было смыто первым же разливом. Врали и о нескончаемых достижениях во всех отраслях народного хозяйства. Но прежде всего, врали сами себе о воспитании новой, высоконравственной морали советского человека. И куда все делось?

Куда исчезла мораль и нравственность советского человека? Не в политических пеленках зреет личность. В них только опрелости души появляются. Личность же вызревает в среде высоконравственной культуры межличностных отношений, в которой младшие учатся на примерах старших жить не только ради собственных желаний, но и ради пользы других. Поколения, зачумленные политическими установками, априори не могли вырасти здоровыми нравственно, поскольку политика учит вести себя согласно обстоятельствам, условиям и окружению.

Вот, уважаемые соотечественники, откуда на новые поколения сыплются споры кабинетной безответственности и  вранья по любому поводу. Ложь необходима им для надежной маскировки  своих  планов.

А о сиюминутной готовности рязанских чиновников прийти и навести порядок (особенно в системе культуры и образования) мне за 50 лет работы пришлось слышать много раз. И, как правило, чаще всего это были пустые обещания. Вот лишь один пример.

4. Культура и искусство

Напомню о постыдной судьбе уникальной картинной галереи «Виктор Иванов и земля Рязанская» на Первомайском проспекте, чтобы стало ясно: кто есть кто во власти да и среди всех нас.

Махинации с кадрами, низкие зарплаты, выдавливание деятельных сотрудников – все это привело к тому, что единственный в стране музей, посвященный русским крестьянам, – галерея, некогда принимавшая по три-четыре экскурсионных группы в день, утратила былой интерес. Помнится, в самый разгар конфликта музейщиков с чиновниками «от культуры» председатель областной Думы Сидоров дал поручения двум депутатам (мужчине и женщине) помочь разобраться… Бездарность исполнителей была настолько махровой), что невольно вспомнилась русская пословица об услужливом дураке. Хотя справедливости ради необходимо отметить довольно оперативную работу областной Счетной палаты и районного суда.

Но дальше…

Призраки и тут затянули все паутиной безразличия. Какое им дело до того, что за пять лет работы прежнего коллектива в галерее было проведено более полутора тысяч (!) насыщенных экскурсий. На десятках массовых мероприятий присутствовали тысячи рязанцев и гостей города. Студенческая молодежь полюбила галерею, найдя в ней возможность для реализации собственных творческих начал. Чего стоит факт защиты дипломной работы на кафедре математики по теме, связанной с объяснением геометрии пространства на примерах, взятых из картин народного художника В.И. Иванова.

На что рассчитывают люди-призраки?

На свою безнаказанность и на свою сверх-возможность дурить обывателя.

Да, в массе своей обыватель приучен жить в дурмане лжи. Но действующие законы диалектики беспощадны – им нет дела до «избранных Мира сего». Возмездие, как правило, приходит разом с одной силой для всех без исключения.

Судите сами. Хищнически уничтожаем заповедную Мещеру – незамедлительно получаем необъятность кладбищенских просторов окрест Рязани. Оставили всего лишь на несколько лет без радетельного внимания древнюю Оку-красавицу и – получили глубину по ее фарватеру до полутора метров. Во как! Судоходная Ока усохла до вынужденного закрытия навигации.

Кому мы врем? Своим внукам?!

Воздушные шары над городом – зрелище восхитительное! Салюты один пышнее другого – «зажигают» не меньше! Только головы, задранные вверх, мешают вовремя заметить разверзшуюся пропасть бездуховности.

Цветная пена городских фонтанов не способна родить восторгов от созерцания былой мощи Оки.

Чахлость искусственных газонов на фоне выжженной Мещеры – всего лишь знак чудовищного вырождения целого народа.

Разнородность эклектических архитектурных проектов в исторической части всемирно известного города – притча во языцах у всего просвещенного мира.

Молодое поколение, не осчастливленное радостями от достижения малых собственных побед на пути школьного образования, заговоренное магами-инновационщиками, но не обученное элементарным основам ясного и четкого логического мышления, построенного на сложнейших межпредметных связях, с одинаковым безразличием станет отказываться от всего традиционно значимого и всего нового конструктивно полезного.

Культ безразличного насилия разрушит остатки духовной культуры.

Что, мы все этого хотим для наших внуков? А может кто-то всё ещё верит в спасительную власть собственных сбережений? В собственную власть и ее всемогущую силу? Утопия!

Советую вспомнить назидание восточного поэта: «Пред кем весь мир лежал в пыли торчит затычкою в щели!» 

...Общая беда и для обывателя, и для власти – повальный непрофессионализм и привычка врать и воровать – уже явно стучится в двери нашего города. В нем мы все равны перед историей и одинаково ответственны перед детьми. Думаю, следует остановиться и, как в древние времена, зайдя в тупик при решении какого-либо вопроса, обратиться к  народу.

К тому самому, которому обязаны служить, но не надувать его обещаниями. Проще: поубавьте в себе надменную гордыню и всего-навсего послужите городу – скромно, но честно. Отдавая ему больше, при этом себе – ничего! Тогда обнаружите, что счастье, оказывается, в искренней взаимной любви, продлевающей жизнь.

ОБ АВТОРЕ


Городской темой Александр Николаевич Бабий «заболел» с первых дней своей учебы в Рязанском художественном училище. В живописных этюдах, многочисленных альбомных зарисовках запечатлевалась история рождения нового города. Сейчас многим может показаться его увлечение «в любую погоду каждый день рисовать городской транспорт, улицы, переулки, горожан и, конечно же, многочисленные стройки с бесконечной захватывающей новизной, преображавшей деревянную Рязань», малозначимым. Но поколением 60-х их родные города любились искренне и глубоко.

Судите сами: 1964 год по решению ЦК КПСС был объявлен «Годом большой химии». Дирекция художественного училища распорядилась откликнуться на призыв партии. Для чего многие дипломники обязаны были сменить темы. Бабий, увлеченно разрабатывавший городскую тему, остался непреклонен, представив в итоге государственной экзаменационной комиссии дипломный эскиз композиции «Утро города»! 

Вскоре Александр займется по просьбе известного рязанского ученого-этнографа Н.И. Лебедевой фотофиксированием всех наиболее интересных деревянных домов как в самой Рязани, так и в лесных районах области. В итоге его подвижническая работа помогла специалистам поставить под государственную охрану дома по улицам Салтыкова-Щедрина (№№ 19 и 21), Либкнехта (№55),  Садовой (№47).

А сотни (теперь уже уникальных) негативов им были раздарены для работы рязанским краеведам и историкам...