Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№14 от 11 апреля 2019 г.
Свежие новости
Высокоскоростной вывоз капитала
 Губернатор Николай Любимов придумал, как сохранить в области квалифицированные кадры и заставить их тратить дома свои московские зарплаты

С 6 по 11 апреля рязанцы, приехавшие на московский автовокзал «Котельники» рейсовыми автобусами, выясняют, что конечная станция метро закрыта. Объявление предлагает подождать «компенсационного автобуса» до станции метро «Пролетарская» или пойти на соседнюю железнодорожную станцию Люберцы – на электричку. Хорошо, что и автобус этот бесплатный, и билеты на электричку до Казанского вокзала продают за 0 рублей 0 копеек. 

– А что случилось-то? – спрашивают рязанцы.

– Какую-то боковую линию подключают, – объясняют им местные жители. – Говорят, до Некрасовки прорыли.

Итак, до центра Москвы вместо подземной железной дороги можно добраться по наземной. Некоторые наши земляки уже думают: а не поехать ли железнодорожным «экспрессом» вместо автобуса? Но выясняется, что на железной дороге расписание пригородных поездов в московском направлении резко изменилось: что-то совсем отменили, у чего-то снизили скорость. Оказывается, почти в те же самые дни, с 6 по 12 апреля, РЖД устраивают большую перекладку рельсов и шпал. В Рязанской области остается всего по одному свободному пути на некоторых перегонах в сторону Рыбного, Дивова и Голутвина, в сторону Леска, Перевлеса и Шилова, а также на ветках в Ясаково и Гавердово.

Скорость движения на Москву – залог роста экономики

В самом конце марта 2019 года комитет Совета Федерации по экономической политике обсудил стратегию пространственного развития России. Конкретно – речь шла о том, возможно ли сокращение расстояний и что это даст. Рязанский губернатор Николай Любимов обнародовал отрывок своего выступления на заседании этого круглого стола. Его тезисы таковы:

1. Люди едут работать туда, где больше платят. Конкурировать с уровнем московских зарплат в ближайшее время Рязанская область не сможет.

2. Одно дело, когда рязанец уезжает жить в Москву навсегда или на время, и другое – когда он живет дома, в столицу приезжая только на работу. В первом случае значительная часть заработанных им денег в наш регион не попадает: работник тратит их там, где живет.

3. Нужно бороться с переселением наших жителей в Москву и с «вахтовыми» отъездами. В этом может помочь ускорение транспортного сообщения со столицей. Если туда можно будет добраться не за 3,5 часа, а за 1 час, рязанец задумается: а стоит ли ему переселяться, дорого платить за неудобное съемное жилье… 

4. Жить и отдыхать в Рязани должно быть комфортнее и уютнее, чем в Москве. Благоустройство усилит привлекательность родных мест – а значит, сохранит значительную часть образованного, квалифицированного населения.

Курьерский царских времен справлялся неплохо

На станции Дивово в зале ожидания стоит несколько стеклянных витрин, а в них – экспонаты местного железнодорожного музея. Есть там и расписание движения поездов, датированное осенью 1912 года – теми временами, когда выпускник педагогического училища Сергей Есенин отправился работать корректором в столичную типографию, то есть тоже стал гастарбайтером и мигрантом.



Так вот, курьерский поезд (по-нынешнему «экспресс»), отправляясь из Рязани в 7 часов 54 минуты, прибывал на Рязанский (ныне Казанский) вокзал столицы в 11 часов 28 минут. Время в пути равнялось 3 часам 34 минутам. И это – с деревянными шпалами под рельсами, использованием паровоза, работающего на угле, с подливом воды в котел, вручную переводимыми стрелками на станциях и веревочно-железными семафорами вместо современных светофоров…



Обычный скорый поезд конца XX века преодолевал расстояние от Рязани до Москвы в точности за это же самое время. А вот в 1920-е годы, когда советская власть отдавала приоритет в перемещении народно-хозяйственных грузов товарными поездами, пассажирские составы вообще доезжали из Рязани до Москвы не быстрее 4 часов 20 минут. Электрификация дороги Рязань – Москва в 1959 году через несколько лет вызвала к жизни такой феномен, как скорый поезд «Сочи – Ленинград», преодолевавший наши 200 километров за 3 часа 10 минут. 

Советские планы. Брошенные и забытые 

29 мая 1957 года министр путей сообщения СССР товарищ Бещев издал приказ разработать программу действий по организации скоростного движения. Локомотивы могут развивать скорость до 130 км/ч, сетовал министр, но это не применяется на практике. В 1965 году состоялась опытная поездка фирменного поезда «Аврора», в которой электровоз привел состав из Москвы в Ленинград (650 км) за 4 часа 59 минут, развив максимальную скорость 160 км/ч. 

На рязанском направлении железнодорожники проделали огромную работу, проложив для скорых поездов отдельную колею, обходящую мелкие станции, которые эти поезда «проскакивали» на полном ходу. В 1984 году поезд с чешским локомотивом уже мог приехать из Москвы в Рязань за два часа.

И все-таки регулярное скоростное сообщение в СССР так и не появилось: Госплан решил, что это 1) дорого и 2) небезопасно.

«Двухэтажный» проект 2011 года и современные скорости 

«…Что позволяют сделать современные технологии без каких-то колоссальных затрат», – сказал в своем выступлении на комитете Совета Федерации Николай Любимов. Он имел в виду конкретный проект – движение со скоростью 200 км/ч и достижение столицы рязанцами за один час. 

Да, именно с такой скоростью движется сегодня «Сапсан» Москва – Петербург. Но там для этого поезда построена отдельная линия, да еще вокруг нее возведены заборы, предохраняющие от выхода на пути людей и животных.   



В 2011 году был обнародован проект прокладки скоростной магистрали до Сочи – и как раз через Рязань. Тогда Россия готовилась к зимней Олимпиаде-2014: возможность довезти иностранных туристов на берега Черного моря «двухэтажными поездами» всего за 11 часов была очень заманчивой. Но, посчитав затраты, проект отложили в сторону. 

Сегодня обычный «Экспресс» Рязань – Москва может довезти жителя нашего города до столицы за 2 часа 50 минут, а поезда Воронеж – Москва и Кисловодск – Москва с двухэтажными вагонами – за 2 часа 15 минут. На несколько минут дольше (около 2 часов 20 минут) идут поезда Липецк – Москва и Саранск – Москва. И сидячие билеты в них, кстати, стоят чуть дешевле – 400 рублей.   
Андрей ШАМИН