Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№09 от 11 марта 2021 г.
«Нет заводу!»
 В рязанской деревне прошла массовая акция протеста. Ее участники оказались пешками в борьбе местных воротил за 500 бюджетных миллионов

Неделя для Рязанской области стала уникальной в силу одного прошедшего события. Протестного, массового и несанкционированного. И это была не региональная составляющая общероссийских акций, а местный митинг протеста. В обозримом прошлом не удается припомнить ничего подобного. 

Бунт платежом красен

В четверг, 4 марта, в деревне Клетино (население 1200 жителей) Касимовского района устроили стихийную акцию протеста против строительства асфальтного завода. Люди считают, что производство асфальта значительно ухудшит качество воздуха. 



Чтобы выразить свою позицию, они вышли на улицу с лозунгами «Нет заводу!» На встречу приезжал глава администрации района Герман Боков. «Это не завод, а мобильная установка для производства асфальтобетонной смеси, не содержащей битума, – рассказал Боков. – Ее установила белорусская фирма, выигравшая торги на ремонт 24 километров дороги. Ремонтировать они будут по немецкой технологии, таких дорог в районе еще не было».

Уникальность складывающейся ситуации состоит не только в ее экстраординарности, но и в количестве просматривающихся статусных интересантов. А когда на кону полмиллиарда бюджетных рублей, им есть за что повоевать.

Сперва факты. Выигравшая торги фирма должна отремонтировать дорогу по маршруту: пост ГИБДД на въезде в Касимов – окружная дорога с выходом на дорогу Ряжск-Нижний Новгород – поворот на деревню Кольдюки и до деревни Любовниково. В самом же Клетине дороги уже отремонтировали в прошлом году. Более того, Клетино расположено достаточно далеко от ремонтируемого участка. 

Целесообразнее было бы разместить завод на пустующих территориях в непосредственной близости от места ремонта. Но этого не случилось. И вот почему.

Нам, татарам...

Первый, кого чаще всего упоминают в контексте данной ситуации, это Ахметов Шаукат Габдулхатович, урожденный поселка Мелекесс Татарской АССР. В правительстве Олега Ковалева он появился в 2008 году, став начальником главного управления автомобильных дорог. До этого момента трудился замдиректора ГУ «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области».


Шаукат Ахметов

Говорили, что владелец Ново-Рязанской ТЭЦ Анатолий Зарибзянович Шестаков пролоббировал назначение в областное правительство Шауката Ахметова и Владимира Матренина. В 2012 году Ахметова повысили до уровня министра транспорта и автомобильных дорог, а через год назначили зампредом областного правительства, курирующим дороги, энергетику, ЖКХ и т.п. То есть лоббирование земляка оказалось для Шестакова выгодным вложением. 

Осенью 2016 года стало понятно, что дни Олега Ковалева на посту губернатора сочтены, о чем не раз писала и «Новая». Понял это и Шаукат Ахметов, который не стал дожидаться прихода нового губернатора и неизбежных проверок, а уволился по собственной инициативе в сентябре 2016 года. И оказался прав, так как в феврале 2017 года президент Путин отправил Ковалева в отставку. К увольнению Ахметов готовился заблаговременно и в 2013 году совместно с вице-губернатором Сергеем Филимоновым обеспечил избрание своего подчиненного Валерия Лунина главой Касимовского района. Остаток жизни Шаукат Габдулхатович планировал провести в бывшем ханстве, и благодарный глава района ударными темпами, чем смог, помог. 


Валерий Лунин

Поместье на берегу Оки в деревне Щербатовка вскоре стало местной достопримечательностью. Касимовские предприниматели рассказывали, что будто бы все расходы на строительство несли они, а не будущий обитатель. 

Сам Лунин обосновался неподалеку, тоже на берегу Оки, в деревне Клетино. В той самой. Там же, кстати, живет и директор касимовского ДРСУ, проигравший сейчас белорусам тендер.

А ведь раньше проигрышей не случалось. 

Почему это произошло сейчас? 

Изучив ранее выполняемые победителем дорожные работы, мы обнаружили, что он возит с собой установку «Беннингхофен МБА 2000» – мобильный асфальтобетонный завод производства Германии производительностью 160 тонн в час. Слово «завод» звучит громко, на деле комплект состоит из 4-х складов инертных материалов, лопастного смесителя, элеватора горячих смесей, силоса горячего асфальта на 60 тонн и двух битумных баков емкостью по 50 куб.м каждый.


Сейчас установка лежит на земле...

Все это снабжено колесами и может быть доставлено и развернуто непосредственно на месте проведения работ. Техническое описание оборудования гласит, что при его работе реализуется технология рециклинга, то есть загрузки до 25% обработанного старого асфальта для использования при приготовлении новой асфальтобетонной смеси. Таким образом, себестоимость работ может снижаться почти на четверть и это позволяет им выиграть торги, победителем которых становится тот, кто предложит наименьшую цену. 


...а может выглядеть так.

Кстати, заявляя о том, что данная установка не применяет битум, глава района либо был не в курсе, либо пошел против истины. Битум в данной установке используется и плавится горелками, работающими на дизельном топливе. Которое имеет привычку при сгорании дымить. И это мало кому может понравиться. 

Конец главы

Люди в Клетине вышли на улицу не сразу, сперва обсуждали проблему локально, а за их интересы бился глава поселения Сергей Лысяков. На этом посту он трудился 22 года, а до избрания главой начинал свою трудовую деятельность токарем там же, на Клетинском машзаводе, и участвовал в боевых действиях в Афганистане. 


Сергей Лысяков

По всем отзывам, Сергей Петрович был грамотным руководителем. Энергичный, отзывчивый, неравнодушный, с активной жизненной позицией, он всегда старался помочь окружающим в решении их повседневных проблем. И отдавал все силы для развития и улучшения качества жизни земляков. 

К сожалению, все это уже в прошедшем времени. 3 марта Сергей Лысяков скончался на 56-м году жизни, и жители, не увидев, кто сможет защитить их интересы, на следующий же день вышли на митинг. Так как опасаются, что производство останется на их территории не на 6–8 месяцев, как обещают белорусские коммерсанты, а надолго. И будет выбрасывать в воздух вредные вещества круглогодично. Так им объяснил «дорожник» Лунин. 

«Вы что, хотите по-плохому!?»

Сам Лунин не скрывает своего неприязненного отношения к сегодняшнему областному руководству. Ведь при нем он потерял в 2018 году хлебное место главы района. Тогда, перед выборами, он также пытался спровоцировать массовое народное волнение, но познакомился с вице-губернатором Игорем Грековым. Пафосно заявив тому: «Вы что, хотите по-плохому!?», Лунин получил ответ, что по-хорошему для него получится еще хуже, и сразу же забросил свою идею. И четыре года не будоражил обстановку. Активизировался он лишь после увольнения Грекова. 

Все это время Лунин зарабатывал на дорожных подрядах и имуществе, которое заполучил за пять лет руководства районом. О том, что после окончания срока полномочий в должности главы в качестве «запасного аэродрома» для обеспечения повышенного уровня комфортной жизни он выбрал Касимовское ДРСУ, мы писали летом 2018 года («Новая» № 30Р от 9.08.18 г.). 

Конкуренты и претенденты

Конкурентов в касимовском дорожном строительстве у группы Ахметова-Лунина не было, можно забирать все лакомые дорожные подряды. И вот как снег на голову появились белорусы, которые, снизив цену, лишили их привычной прибыли. Они выиграли ряд тендеров на ремонт дорог на 300 миллионов, на 100 и несколько более мелких. Планировали их выполнить и участвовать во всех предстоящих торгах. Говорят, что при поиске места для размещения мобильного производства кто-то из местных чиновников, назначенный еще во времена Лунина, не позволил белорусам разместить оборудование около ремонтируемой дороги и предложил арендовать территорию бывшего машиностроительного завода в Клетине. Завод давно закрыт и официально принадлежит частной московской организации. Но неофициально озвучивается версия о том, что его в свое время успел «прибрать к рукам» Валерий Лунин. 

Территория завода находится не просто на достаточном отдалении от ремонтируемой дороги. Она расположена в непосредственной близости от жилых домов. Более того, проживающие в данной деревне Лунин и руководитель ДРСУ являются бесспорными лидерами мнений для жителей. И их рассказы про опасность для здоровья размещаемого завода не просто воспринимаются с доверием, но и провоцируют людей на спонтанные активные действия. 

В данной ситуации каждый решает свои собственные задачи. 

ДРСУ получает возможность устранить конкурентов, ведь после громкого скандала белорусам сложно будет  разместить свое оборудование, а это означает, что следующие заказы получить будет проблематично. 

Также данная ситуация может быть использована для нагнетания обстановки и отвлечения внимания областного руководства от проблем с Ново-Рязанской ТЭЦ. 


Сергей Филимонов

Бывший вице-губернатор Сергей Филимонов, обеспечивший в свое время избрание Лунина главой района, сегодня, возможно, наивно думает, что вновь сможет вернуться на свой бывший пост в областном правительстве. И любая проблема губернатора, продвигающего туда другие кандидатуры, сыграет ему на пользу. А что может восприниматься сегодня более серьезной проблемой, чем митинги протеста? 

Лунин, помимо защиты своих бизнес-интересов, думается, не прочь «свалить» на этой волне главу администрации района (а если повезет, то и губернатора) и вновь стать местным ханом.

Проблемы же жителей не волнуют никого, люди – всего лишь средство достижения целей. Уже звучит версия о том, что в процессе осуществления своих личных интересов, «передавили» на главу поселения Лысякова, и у ветерана не выдержало сердце. 

Не стоит упускать из виду и то, что в текущем году состоятся выборы в Государственную Думу. Судьба губернатора Николая Любимова как нового секретаря регионального отделения «Единой России», безусловно, будет зависеть от их результата. 

Данный конфликт играет на руку тем, кто заинтересован в смене областного руководства. Вокруг данной ситуации, помимо Сергея Филимонова и Шауката Ахметова, замечена активность еще двух бывших заместителей рязанского губернатора: Виталия Артемова и Сергея Дудукина. Четыре замгубернатора на одно маленькое село на окраине области – это очень взрывоопасная смесь.
Отдел политики