Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№09 от 11 марта 2021 г.
Двигатели транспортного прогресса
 Рязанская «Новая» предлагает три недорогих пути реформирования пассажироперевозок в областной столице


Наладчики перед камерой

9 марта, едва закончились праздники, губернатор Рязанской области выступил на онлайн-заседании регионального правительства с совсем не праздничной речью. Он обратился к городским властям Рязани (перед веб-камерой втроем сидели глава администрации Елена Сорокина, ее заместитель Владимир Бурмистров и председатель Рязгордумы Юлия Рокотянская) и попросил учесть, что на работу городского транспорта поступает много нареканий.

– Москва, спасибо ей за помощь, технику нам не один раз передавала, – вспомнило первое лицо области. – Предусматривалось, что эта техника должна быть готова к работе с небольшими переправками… Но сейчас только 30 процентов имеющейся техники готовы выходить в город. 

Губернатор был уверен, что многое зависит от материального стимулирования сотрудников муниципального транспортного предприятия.  

– Допустим, водитель два рейса сделал, а потом поехал на ремонт. А у него зарплата одна и та же, что он едет, что стоит, – говорил Николай Любимов. – И у ремонтников, что отремонтирован автобус за один день, что за неделю, зарплата, видимо, тоже одинаковая. Я не хочу сказать, что у нас плохие ремонтники, раз они в таких условиях вынуждены трудиться… Но наладить работу – очевидно, ваша цель. 

Троллейбусная недвижимость

Доля муниципальных единиц подвижного состава на автобусных и троллейбусных линиях сокращалась с 2001 года (времени массового появления коммерческих маршруток) постоянно и неуклонно. Было понятно, что для чиновников городской транспорт – скорее обуза. Из-за необходимости платить все налоги, содержать ремонтные базы, возить льготников у перевозок снижалась выгодность, да к тому же с троллейбусного или автобусного парка ничего не попросишь за протекцию.

Только в 2017 году от подрядчиков-маршрутчиков наконец-то жестко потребовали, чтобы микроавтобусы были заменены на транспорт большей вместимости. Но тут Рязань подверглась нашествию иногородних управленцев, а потом и иногородних подрядчиков. Например, возглавил Управление рязанского троллейбуса (УРТ) тверичанин Алексей Розвезев – и вскоре в Рязань прибыло из Твери много автобусов их местного предприятия «ТрансАвто». 

Осенью 2019 года, казалось, в сфере городского транспорта наступил перелом. Москва по договоренности, «пробитой» областными властями, начала дарить (!) Рязани бывшие в употреблении троллейбусы. Средний их возраст был меньше 10 лет, и на фоне парка УРТ, где было много более старых экземпляров, этот подарок смотрелся по-царски.



Московский электротранспорт заполнил дворы депо-2 (в Приокском поселке) и депо-3 (в Дашково-Песочне). Эпоха пандемии с ее ограничениями – казалось бы, самый благодатный период для ремонтных работ. Но нет, две трети московских троллейбусов до сих пор не готовы возить рязанцев.

– На очереди стоит вопрос пополнения подвижного состава, – говорит своим сотрудникам новый директор УРТ Дмитрий Минченко. 

Дай-то Бог. 

Жалобный рейтинг

Рязанцы недовольны не только нехваткой машин на линии то в одном, то в другом районе. Их не устраивает низкая скорость передвижения. А из-за чего это бывает? Из-за разбитых дорог (зимой – еще и из-за их сужения по причине сугробов) и пробок. Выделенные полосы для общественного транспорта на Московском шоссе и Первомайском проспекте обещали еще в 2018 году, но их нет до сих пор. Кажется, чиновники представили себе, как водительницы дорогих внедорожников пишут друг другу в инстаграме: «Девочки, что же это творится? Мы медленно ползем по шоссе, а это быдло в автобусах нас обгоняет по выделенке? Так жить нельзя!»   

А между тем жалобы – главный показатель, по которому в последние годы оценивают эффективность работы чиновников. Губернатор Любимов 9 марта прямо сказал чиновникам, требуя сменить приоритеты:

– Оценивать работу надо по количеству жалоб, а не по тому, сколько проехала та или иная машина. 

Масса жалоб дает ответную реакцию. Митинг – еще большую ответную реакцию. Глухое всенародное недовольство – гарантированные кадровые перемены.   

Три идеи для чиновников

Власти Рязани в прямом эфире во время трансляции доложили областному правительству, что меры приняты: Владимир Бурмистров пообещал применение к трем перевозчикам «мер судебного воздействия», добавление единиц транспорта на маршруты № 17 и № 98. Но о стратегических переменах в ближайшем будущем пока не объявлено.

А общественность считает, что они нужны. Вот что предлагают энтузиасты-общественники (среди которых, кстати, есть и архитекторы, и инженеры):  

1. Пора возрождать автобусные маршруты, идущие в густонаселенные микрорайоны и востребованные населением, но чьей-то злой волей превратившиеся в «призраки»: № 4 (до 4-го микрорайона на Московском шоссе), № 16 (до поселка Южный) и № 17 (до Семчина и Недостоева). 

2. Пора наконец «развести» маршруты муниципального перевозчика (УРТ) с коммерческими маршрутами. Например, микроавтобусы № 65 и № 53 не должны отбирать пассажиров, соответственно, у троллейбусов № 3 и № 16.  

3. Популярность городского транспорта надо поднять с помощью повышения скорости передвижения на нем по городу. Речь о выделенных полосах и «спрямлении» маршрутов. Например, все знают, что самый короткий путь из Канищева в Песочню – Северная окружная дорога, но там нет ни одного маршрута транспорта. Почему? Потому что коммерсанты боятся малого количества остановок, и значит, низкой сменяемости пассажиров в салонах.



Когда, наконец, организовывая работу городского транспорта Рязани, начнут думать не о прибылях компаний-перевозчиков, а об удобстве горожан? Ближайшие годы покажут, способны ли сами рязанцы надавить на власть, или транспортная сфера с ежегодным оборотом 1,8 млрд рублей будет окончательно кем-то захвачена.
Алексей ДАРИКОВ