Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№05 от 11 февраля 2021 г.
Предчувствие перелома
 Сколько у нас переболевших, как делаются прививки и каковы потери Рязанской области от пандемии. Мы нашли цифры, которые не афишируют официальные власти



Статистика: нужно делать поправки

От коронавирусной инфекции устали все. Официальная статистика, которую публикуют на сайте регионального правительства и согласно которой в Рязанской области тревожный диагноз был поставлен менее чем 22,7 тысячи человек, давно не воспринимается всерьез специалистами, анализирующими ситуацию. 

22,7 тысячи? Менее 3% населения Рязанской области? Да полно!  

Среди родственников и знакомых читателей обязательно найдутся люди, которых врачи изолировали на дому, назначали лечение, но тест на коронавирус не делали. А раз нет результатов теста, нет и диагноза.    

Или вот такая ситуация: человека доставляют в больницу, врачи прекрасно все понимают по клиническим симптомам, госпитализируют его в «красную зону», а иногда даже переводят пациента в реанимацию – но поскольку результаты анализов еще не готовы, в медицинской документации у него все еще значится диагноз «Вирусная пневмония». Именно отсюда и берутся такие расхождения в цифрах. В одни и те же дни оперативная группа при правительстве может сообщить, что в больницах области находится около 500 пациентов с covid-19, а министр здравоохранения Андрей Прилуцкий – отчитаться губернатору, что в «красных зонах» развернуто более 1800 коек, которые на 80% заполнены.

Исследования крови на антитела в рабочих коллективах (руководство некоторых предприятий оплачивает такие анализы своим сотрудникам) к началу 2021 года показывали, что с инфекцией повстречалось не три, а уже примерно 18–20 процентов населения. А 3 февраля переболевшая руководитель областного Роспотребнадзора Лариса Сараева объявила, что иммуноглобулин G выявляется у 26% обследованных.

Это уже заметный вклад в формирование популяционного иммунитета. 

А тут еще и вакцинация подоспела. 

Прививки: запись по 40 адресам

Прививочная кампания в Рязани идет с декабря. Если вначале запись велась, а уколы не делались, то сейчас ситуация изменилась. Российской вакцины «ГамКовидВак» (она же «Sputnik V») уже вдоволь. 

Мой знакомый, посетивший рязанскую поликлинику № 5 (ул. Медицинская) в начале февраля, наблюдал экстренный сбор «пятерок» для вакцинации. Дело в том, что упаковка с препаратом рассчитана на введение пятерым пациентам, а долго держать ее размороженной и вскрытой нельзя. Поэтому при возникновении какой-нибудь пары незапланированных добровольцев медики сразу же начинают рыться в своих списках:

– Надо еще троих позвать. Посмотрите, кто живет рядом.

– Вот женщина, которая должна прийти послезавтра. Сейчас позвоним ей и попробуем пригласить к нам через час.     

Вакцина двухкомпонентная, второй укол делается через три недели после первого. Тем, кто его получает, выдается специальный сертификат.  

Еще в декабре планировалось открыть по Рязанской области 11 пунктов вакцинации, в двадцатых числах января говорили уже о 33-х, а по состоянию на 2 февраля рязанцам предлагалось звонить для записи в 40 медицинских учреждений, в том числе в 24 за пределами областного центра.

Вскоре по всем этим адресам должны начаться поставки еще двух зарегистрированных отечественных вакцин-конкурентов – «ЭпиВакКорона» и «КовиВак». Тогда у рязанцев появится возможность выбора.

Смертность: у нас спокойнее, чем у других

Как и после всякой войны с ее поражениями и победами, после эпидемии коронавируса рязанцы спросят: а каковы наши потери? И тут еще долго надо будет разбираться. Ведь в официальные сводки попадают только те, кому был поставлен диагноз covid-19 и у кого именно он признан главной причиной смерти. 

А как быть с теми, у кого сердце не выдержало высокой температуры, оторвался тромб, отказали пораженные сосуды почек? 

Косвенно о числе погибших судить можно по общему росту смертности. Например, в январе-ноябре 2020 года по сравнению с тем же периодом 2019-го отправилось в мир иной на 1928 рязанцев больше (12,3% прироста). Конечно, не все они умерли от коронавируса. Но иногда инфекция виновата даже в смерти тех, кто ей вообще не болел – например, скончались люди, которым не сделали вовремя какую-то плановую операцию, или те, у кого своевременно не выявили серьезное заболевание из-за приостановки диспансеризации.   

Однако на фоне соседей Рязанская область с ее +12,3% выглядит весьма спокойно. В соседних с нами Мордовии прирост числа умерших за тот же период составил 1440 человек (+15,8%), Липецкой области – 2889 человек (+19%), Тамбовской области – 1762 человека (+13,9%). Тульская область после сентябрьских данных (+19,5%) на какое-то время вообще перестала публиковать новые.        

Лечение: «красные зоны» начинают сужаться

Осенний всплеск заболеваемости был значительно тяжелее весеннего. Не только в лечебных учреждениях Рязани, но и в крупных медицинских центрах в районах области были созданы «красные зоны» для лечения коронавируса – их число выросло до 21. Наращивались мощности лабораторий, где делаются тесты. В начале февраля заработала совершенно новая covid-лаборатория при областной клинической больнице.  

Интересно, что осенью и зимой 52% заболевших рязанцев относились к категории неработающего населения. Казалось бы, они должны больше находиться дома и меньше контактировать с другими людьми – ан нет! – выясняется, что неработающие меньше заботятся о себе и соблюдают правила. 

«Завозных случаев» было всего около 2% – в отличие от весны, когда именно москвичи, рванувшие от карантина на дачи, привезли инфекцию в Рязанскую область. 

Власти еще не заявляют об этом в открытую, но в конце января в эпидемиологической обстановке наметился перелом. Первые подтверждения этому пришли из медицинской сферы: самые крупные лечебные учреждения области (рязанские БСМП и ОКБ) сократили размер «красных зон» на 200 мест. Начинают делать плановые операции, отложенные еще с марта 2020 года. 

– Из ранее работавших в составе ковид-госпиталей 1820 коек в настоящее время функционируют 1570, к прежнему режиму работы возвращены 250 коек, – сообщил на последнем совещании министр здравоохранения области Андрей Прилуцкий. 

И если с вакцинацией все будет хорошо, перелом мы увидим уже по цифрам первого квартала 2021 года.
Илья КРЕЙКОВ