Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№39 от 10 октября 2019 г.
«Мусорные деньги»: плюс или минус 1,27 миллиарда в рязанской экономике
 С каждого из нас ежемесячно будут брать по 95 рублей за вывоз отходов. На что их можно истратить?

Цена вопроса равна поддержке рождаемости

Региональная энергетическая комиссия Рязанской области наконец-то определилась с «мусорным» тарифом: он составит около 95 рублей (разница в зависимости от типа дома составит копейки) с жителя в месяц. Таким образом, если исходить из численности населения региона в 1 миллион 114 тысяч человек (данные Росстата за 2019 год), это самое население должно за год заплатить почти 106 миллионов рублей в месяц или 1,27 миллиарда рублей в течение года.

Много это или мало?

Доходы бюджета Рязанской области в последние годы колебался между 49 и 53 миллиардами рублей. Миллиард – это обычный размер крупного инвестиционного проекта вроде нового завода или сельскохозяйственного комплекса из нескольких объектов. К примеру, 1,1 миллиарда в течение двух лет регион потратил на строительство новых школ. 1,2 миллиарда – общая сумма финансовой поддержки семей при рождении детей.

В апреле 2019 года свою оценку расходов на сбор и вывоз мусора представили специалисты «РБК-Недвижимость». Чтобы избавить города и поселки от мусора, который накапливает семья из 3 человек за год, в среднем по России потребуется 3600 рублей (то есть 300 рублей в месяц). Правда, многое зависит от региона: в Москве этот показатель почти втрое выше, а в Дагестане – втрое ниже.   

Большие возможности – при правильном управлении

Представим себе: в региональную экономику вливаются лишние 1,27 миллиарда рублей. Как это может на ней сказаться? Казалось бы, только положительно. Дело даже не в конечном результате – прекращении возникновения все новых стихийных свалок и постепенной очистке от мусора прежде захламленных территорий. 

Дополнительное финансирование – это возможность создать дополнительные рабочие места или повысить зарплату тем, кто уже работает. Например, для вывоза мусора задействуется автотранспорт, и это значит, что дополнительные заработки ждут автопредприятия. Дополнительная прибыль предприятий или рост зарплат их работников – это новые налоги в бюджеты, это увеличение потребления тем, у кого денег стало больше (чему должны порадоваться, например, магазины или сфера услуг).
 
Улучшение организации сбора мусора – это выполнение различных экологических проектов, и все организации, работающие в этом направлении, могут тоже рассчитывать на дополнительные доходы.

Экономисты уже подсчитывали, что в строительстве вложение 1 лишнего рубля дает почти 3 рубля такого «умножающего» эффекта в смежных сферах. Примерно то же самое могло бы произойти и при расходовании «мусорных денег». В идеале. Но реальная экономика не идеальна – и есть большие опасения, что этого не случится.
 
Суровая реальность – и перспективы 

Как заявил неделю назад главный жилищный инспектор Рязанской области Геннадий Шмидт, расходы на вывоз мусора изымут из платежей рязанцев, которые они сейчас вносят управляющим компаниям «на содержание жилья» (есть такая графа в коммунальных финансовых документах). Правда, трудно понять, как будет проведен этот пересчет: ведь «на содержание жилья» сегодня Рязанская область платит, исходя из числа квадратных метров используемого жилья, а плату за вывоз мусора взимают «с человека». В любом случае, возникающие деньги изымут из другого сектора коммунального хозяйства: что в одном месте прибавится – в другом убавится. К тому же, если вернут гражданам меньше, чем возьмут  «за мусор», то уменьшатся семейные бюджеты. А они идут на финансирование сельского хозяйства, хлебозаводов, молочных комбинатов и мясных цехов (через походы в магазины), либо малого бизнеса (парикмахерские, металлоремонт, кафе).   

Приходится также признать, что расходование собранного неконкурентно. Ведь государство определило единого оператора работ по области (сейчас это компания «Эко-Пронск», через несколько лет может оказаться кто-то еще), а не нескольких, которые могли бы конкурировать в надежде выиграть на следующих торгах кусок заказов побольше.
 


И наконец, прозрачность разветвления денежных потоков зависит почти только от порядочности должностных лиц, подписывающих договоры и распоряжения. Как узнает общество, если вдруг кто-то начнет командовать оператору «Заключай договор именно с такой-то фирмой»? В Рязанской областной думе не видно крупных фракций депутатов, к которым может перейти власть на следующих выборах, чтобы депутатских запросов ее членов боялись нынешние любители «откатов». 

Как быстро будет расти принятый тариф?

«Это они сейчас сделали нам 95 рублей, а потом повысят», – говорят многие недовольные. В любом случае, раз региональные операторы являются монополистами, утверждать размер тарифа будет государственный орган – региональная энергетическая комиссия. Они должна была заранее все рассчитать.   

Правда, трудно рассчитать неплатежи. На совещании в правительстве России в июле 2019 года была приведена цифра: в регионах, где тарифы уже были определены с весны, операторам удалось в среднем собрать лишь 59,3% платежей – в большей степени за счет задолженности промышленных предприятий, чем обычных граждан. Не попробуют ли в будущем, чтобы «заткнуть» эту финансовую дыру, повысить сбор с добросовестных плательщиков?

Правда, звучали и предложения в будущем перейти на систему «меньше мусора – меньше платишь» (об этом говорил вице-премьер Алексей Гордеев, считающийся едва ли не «представителем Рязанской области» в правительстве РФ). Известно, что сейчас избавление от 1 куб. м мусора в среднем по России стоит около 562 рублей. Ввести расчет по этому показателю (сколько у вашего дома контейнеров? каков их объем? как часто их опорожняют?) не так уж и трудно. И вполне возможно, что через несколько лет размер тарифа у разных домов будет отличаться сильнее, чем сегодня. 

К слову

Как это работает за границей

В Чехии сбор и вывоз мусора осуществляют организации, которые заключили договоры с жилищными товариществами или муниципальными организациями, обслуживающими жилой сектор. Чаще всего владельцы городских квартир в Праге платят от 1000 до 1500 крон (2700-4000 российских рублей) в год. Если организация «заламывает» слишком большую цену, жильцы могут поменять ее и заключить договор с другой. Если часть мусора сдается в сортированном виде (стекло – отдельно, бумага – отдельно, органика – отдельно), платить тоже приходится меньше, так как часть мусора обслуживающая организация может куда-то сдать за деньги.

В Германии везде мусор сортируется, разделяясь на 6-8 частей, чтобы затем экологические организации смогли превратить его во вторсырье. Это позволяет снизить тарифы, и все-таки владельцы квартир платят за вывоз мусора не менее 10 евро (700 российских рублей) каждый месяц. Даже при средней зарплате 3700 евро и средней пенсии 770 евро это весьма ощутимые расходы, поэтому самые бедные стараются получить компенсации от различных социальных фондов.

В постсоветской Литве вывоз мусора в разных городах оплачивается по-разному. В 700-тысячном Вильнюсе оплата идет по весу. В зависимости от глубины сортировки (то есть тщательности раздельного сбора), жители домов платят от 17 до 42 евро (1200-3000 российских рублей) за тонну. Обычно 1 тонну мусора один житель города производит за 2,5 года.
Андрей ШАМИН