Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№22 от 10 июня 2021 г.
Игрушечная эволюция
 Хранитель музейных коллекций Анна Дульнева – о революции девочек, кукольном паспорте и замене голов

В Певческом корпусе Рязанского кремля начала работу выставка «Кукольный дом», которая, по идее, должна быть интересна лишь представительницам прекрасного пола. Но после общения со старшим научным сотрудником музея-заповедника и хранителем коллекции кукол и игрушек Анной Дульневой даже бородатый художник «Новой» отметил для себя в экспозиции много интересного и занимательного. 



– Выставка впервые представляет коллекцию кукол и игрушек музея-заповедника, которая стихийно сложилась в последнее десятилетие. Самая первая коллекция является собранием нашего предшественника – Кустарного музея Рязанского губернского земства. В 1912–13 годах эти куклы выпускались известными производителями, например – «Шраер и Фингергут» из польского города Калиш. У одной из них фарфоровая голова данной фирмы, а шарнирное тело собрано в кустарных земских мастерских. Тут и немецкий целлулоидный бюст, и фарфоровое производство Арманда Марселя. Одеты куклы были мастерицами школы рукоделия помещицы Казначеевой из села Подлесное Михайловского уезда Рязанской губернии. Костюмы, точно копирующие одежду рязанского края, специально предназначались для кустарной выставки в Петербурге, проходившей в 1913 году. Собственно, как и куклы, изготовленные именно с этой целью, ставшие уникальной коллекцией. 



Подобная традиция одевания кукол в этнографические костюмы была введена московскими земскими кустарными мастерскими. На выставке можно увидеть представителей этих собраний, одетых в костюмы Рязанской и Самарской губерний. Но в основном мы решили показать куклы в городских костюмах середины XIX века по настоящее время. Самый ранний экспонат – кукла 1840 года неизвестного немецкого производителя. Она представляет собой тонкое кожаное тело с изящными точеными деревянными ручками и ножками. Сохранился полный костюм, включающий панталоны, нижнюю сорочку, юбки, всё, вплоть до ридикюля и шелковой ленточки на шее. Это уникальное изделие из собрания коллекционера Франсуа Тэмера, создавшего огромный труд о куклах. Есть модели других французских и немецких производителей. Среди них Бергман, Жюмо. Причем последний совершил революцию в изготовлении, перейдя от кукол-дам к куклам-девочкам. Совершенно другой типаж, другой идеал красоты, другие пропорции, другая история. Появляется больший интерес к миру детства, детским правам. Это происходит на стыке XIX–ХХ веков, и именно с именем Жюмо связано начало производства таких кукол. 

Кроме них на выставке представлены разнообразные мягкие игрушки, модели карет, колясок, санок, мебели и многое другое. Очень много текстиля, поскольку мы попытались воссоздать интерьеры различных эпох. 

Куклы к нам попали разными путями, в основном это закупки от частных лиц. Как, например, та, что из коллекции Франсуа Тэмера. Она приехала к нам из Питера и у нее есть свой паспорт. Есть куклы со своей историей. У одной очень печальная, ее владелица – девочка Вика, в начале ХХ века утонула. Сама кукла хранилась в память о хозяйке, и с ней не разрешали играть другим детям. А в 90-е годы она оказалась в музее. Есть экземпляры из собрания художника и искусствоведа Георгия Карловича Вагнера. Или серия «Танцы народов СССР», где женские костюмы всех советских республик для моделей изготовила жительница Рязани Е.С. Лебедева.

Куклы готовились к выставке в течение года. Какие-то из них были в руинированном состоянии. На некоторых можно заметить, что они по несколько раз перекрашивались до того, как попасть к нам. Модели долго консервировались и реставрировались, а наш заведующий реставрационной мастерской Виталий Константинович Арзамасов привел их всех в порядок. 



Вернемся к коллекции, представлявшей костюмы рязанских уездов, среди которых Михайловский, Данковский, Рязанский, Скопинский и Раненбургский. Изначально кукол было семь, а теперь мы видим четыре. В 1924-м в рамках программы «Антиквариат» три из них были проданы как буржуазный пережиток. В процессе бытования в музее оставшиеся куклы теряли головы, менялись костюмами. К примеру, у одной из них в 1921 году была разбита голова, а спустя сто лет приобретена новая и установлена вместо тряпичного заменителя. Ждет своей очереди кукла в костюме данковского уезда с таким же тряпичным колобком на плечах. Ищем модели под оставшиеся экземпляры одежды, потому что это наш интерес и задача.

Узнать больше о кукольных историях можно ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме понедельника и среды. Справки по телефону: 27-60-66.

Фото автора
Георгий ТИТОВ