Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№22 от 10 июня 2021 г.
Турлатовская свалка – под надежной «крышей»
 Скандальный полигон под Рязанью с молчаливого согласия властей начали засыпать грунтом. А должны были рекультивировать

Так называемая деевская свалка отравляет все живое вокруг себя с 2006 года. С 2009-го рязанцы начали буквально кричать о негативном воздействии свалки на окружающую среду, а через пару лет власти региона и надзорные органы принялись обещать закрыть ее. У них не получилось сделать это до сей поры. На минувшей неделе корреспондент «Новой» вместе с председателем общественной организации «Дышим чистым» Александром Суфрановичем побывали в этой вонючей части города и выяснили: мусор засыпают грунтом, вместо того чтобы рекультивировать. 

Оазис беззакония

Несколько «КамАЗов» один за другим разгрузились 3 июня на мусорном полигоне и отправились за новой партией грунта. Бульдозер утрамбовывал и разравнивал «присыпку». Похоже, в этой части города не действует ни один закон, этакий оазис беспредела для группы лиц. 



Напомним, в декабре 2019 года суд Московского района Рязани обязал эксплуатирующие полигон организации «Экоресурс» и «Экошлак» в течение трех месяцев вывезти мусор с земельных участков, запретил далее эксплуатировать полигон. Суды высших инстанций оставили это решение в силе.


Валерий Деев

Аффилированные с владельцем свалки Валерием Деевым лица не только не исполнили решение суда, они продолжили свозить мусор на полигон. По визуальной оценке корреспондента «Новой», который в последний раз был в районе свалки в августе 2019 года, ее размеры увеличились на несколько десятков метров в сторону реки Листвянка. Сейчас происходит засыпка именно этого, «уползшего» со своей территории мусора. Дело в том, что участок с кадастровым номером 62:29:0120005:186, которым владеет фирма «Стилар» (учредитель – Наталья Деева, супруга Валерия Деева), оказался маловат для привезенных сюда отходов. Мусор «пополз» на соседний участок с кадастровым номером 62:29:0120005:26, а он – на минуточку! – является собственностью Российской Федерации.

Концы – в землю

Природоохранная прокуратура через суд потребовала от регионального управления Росимущества «осуществить мероприятия по охране и недопущению загрязнения земель посредством ликвидации несанкционированного захоронения». Не от владельцев незаконно загаженного мусором участка, а от совсем иного ведомства. Вероятно, именно Росимущество, в свою очередь, должно было потребовать от деевских фирм прибраться на смежных землях. Что произошло на деле – неизвестно, поскольку рязанские ведомства не страдают привычкой докладывать гражданам о своих проигрышах делягам. Рязанцы вынуждены сами отыскивать информацию, которую от них всячески скрывают. 



Хозяева полигона складируют здесь такие «полезности», как автомобильные покрышки и бочки с мазутом и другим химическим содержимым, пластиковые канистры и прочую тару. Смрад на всю округу стоит такой, что невозможно находиться вблизи этой громадной помойки без респиратора более десяти минут. Председатель «Дышим чистым» Александр Суфранович уверен, что эта часть города полностью отравлена предприятиями, расположенными неподалеку, а также никем не контролируемой свалкой. 

– Чтобы сделать грамотную рекультивацию, весь этот пластик и остальное нужно отсюда вывезти, разместить на официальном полигоне, провести оценку негативного воздействия, найти средства, чтобы срыть и вывезти отсюда верхний слой пропитанного химией грунта. Вместо этого тонны мусора присыпают земелькой, – высказался активист.

Жилой комплекс «Токсичный»

Невероятно, но факт: ни одно ведомство регионального и даже межрегионального уровня больше десяти лет не может справиться с владельцами одной химической помойки. Остается только гадать, кто же на самом деле рулит всем этим беспределом, и подшучивать над бессилием госорганов. Что любопытно: ни один из депутатов федерального уровня от региона, ни губернатор до сих пор так и не вмешались в ситуацию. Неужели решение об отравлении горожан и рязанской земли принято на самом высоком уровне? Неужели придется смириться и молча ждать очередного «химического» пожара, последний из которых не могли потушить в течение двух недель? 



К слову, по предположению Суфрановича, через пару лет здесь могут предложить построить спортивный или даже жилой комплекс. Живя в рязанских реалиях, понимаешь, что это вполне возможно.

а в это время

8 июня на рязанскую городскую свалку наведались представители природоохранной прокуратуры. Возглавлял делегацию лично прокурор Алексей Секин.

Назвать визит классической проверкой было сложно. По свидетельству сотрудников, Секин просил запустить его людей на территорию якобы для проверки по факту месячной давности пожара на полигоне. Сотрудники не препятствовали. Прокуратура имеет право на такие проверки, тем более что днем ранее на электронную почту ими было выслано соответствующее уведомление. Но прокурорские вместе с собой хотели провести на территорию гражданского специалиста для каких-то инженерных работ, суть которых отказались пояснять. Из-за этого у службы безопасности полигона и г-на Секина произошел конфликт, разрешать который приехала полиция во главе с начальником отдела МВД по Рязанскому району.



– Есть природоохранная прокуратура, и сегодня мы все видели, как этот надзорный орган фактически парализовал деятельность крупного социально значимого для всего региона официального предприятия, – пояснил «Новой» один из сотрудников компании «РПЭК» («Рязанский промышленный экологический комплекс»), осуществляющей на полигоне твердых коммунальных отходов хозяйственную деятельность. – Если это не лоббизм, то что? Если это не продавливание интересов мутных, токсичных, непонятных, ядовитых олигархов, то что это? Что можно проверять спустя месяц после пожара? Был пожар, это известно всему городу, и он был за рекордные сроки погашен. Пожары такого уровня могут гореть неделями, если огонь уходит в глубинное тело полигона, это как горящий торфяник, и он длится неделями или даже месяцами. Если взять другие случаи – Самара, Урал, то там горело очень долго. И над жителями Рязани висела угроза вдыхать ядовитый смог. Даже самое современное оборудование, какое есть, не в состоянии уберечь от периодических вот таких случайных роковых неслучайностей. Очевидно, что региону нужен технопарк, и мы на пути к нему – в 2022 году должны начаться активные строительные работы. Но пока мы исходим из такой реальности, что существует официальный крупнейший полигон, наш, его прессуют проверками, а могильник в Турлатове переполнен, регулярно горит и на его существование закрывают глаза.
Нина ЛАВРОВА