Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№05 от 10 февраля 2022 г.
Шажки на месте архитектора Шашкина
Главный рязанский градоустроитель за год пребывания на посту быстро набрал вес и наработал невероятный аппетит

3 февраля в региональном правительстве прошло совещание по вопросам строительства. На нем были и чиновники во главе с губернатором, и застройщики. Степень отрыва от реальности у них разная, но более всего поразил начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области Роман Шашкин. В своем выступлении он не просто лукавил, чем никого не удивил, но и активно прикрывал собственные провалы… препонами в законодательстве.

Короткая память

На этот пост Шашкина назначили почти год назад, в конце февраля 2021-го, прежде он занимался тем же в администрации Рязани. В новом статусе он довольно быстро набрал аппаратный вес. Но это еще полбеды, Шашкин осваивает роль стража градостроительных норм областного уровня.

Для тех, у кого короткая память, его доклад – просто загляденье. Сперва привел в пример современный жилой комплекс из высоток в… Казани: с парковками, просторными площадками, даже с детским садом во дворе. И задал вопрос присутствующим: «Хотим ли мы жить в таких домах?». Не зря учился инновациям в Сколково! Владельцы строительного бизнеса и высокопоставленные чиновники делать этого явно не собирались, но отвечать не стали. Далее главный архитектор стал перечислять прописные истины: объяснял, что и как надо делать в сфере жилстроительства – вдруг, кто не знает.

В частности, призывал девелоперов отдавать приоритет новостройкам средней этажности, а не высоткам. Создавать комфортное пространство вокруг них, включая зелень и проч. Упор же делал на комплексном развитии территорий, то есть необходимости загодя планировать новые кварталы с учетом школ, детсадов, поликлиник.

Это заявлял человек, много лет курировавший стройки Рязани! Одна история с Лесопарком чего стоит. Два года назад впритык к нему хотели возвести школу для детей из микрорайона Кальное. И уверял в том, что других мест нет – именно Шашкин. Его тогдашний начальник заммэра Сергей Савин молча сидел рядом, пока городской архитектор лез из кожи вон: участков не осталось, пустырь у ручья Быстрец, на котором предложили строить школу эко-активисты и градозащитники – не подходит: якобы слишком дорого загонять ручей в трубу. Однако при пересчете выяснилось, что если не брать самые высокие расценки, то это не так уж накладно. Да и лишних расходов, как в Лесопарке, здесь не будет (пришлось бы делать почти золотую «подушку» для спасения объекта от паводков и строить надземный переход над Солотчинским шоссе).

Стройку школы на месте зеленой зоны продвигали с одной целью: позже на законных основаниях натыкать вплотную к Лесопарку высоток. Школа же есть рядом! Ситуацию спасло голосование в интернете. Как ни пытались чинуши накрутить голоса за стройку в Лесопарке, метод прямой демократии оказался сильней. По указанию губернатора мэрия пошла к ручью, где теперь спокойно возводят школу.

А теперь самый главный вопрос: почему не осталось места, например, в том же Кальном? Потому что распродали до клочка всю землю, а от тех участков, что предназначались под соцобъекты, застройщики планомерно откусывали кусочки. В итоге оставшиеся проплешины не проходят по нормативам под школы и часто даже детсады.

Следить же за строгим соблюдением границ должна была, в том числе, мэрия. И Шашкин.

Но то ведь давно было. А теперь – исправляется человек прямо на глазах.

– Необходимо вводить жесткие требования по созданию социальной инфраструктуры, – продолжал свой аутотренинговый доклад главный архитектор. – Мы должны навсегда забыть вид десятка одинаковых многоэтажных человейников, стоящих в чистом поле.

Забыть, а скорей забыться, в сложившейся ситуации можно только одним способом. Став пациентом нарколога. И только пребывая в гипнозе или полном беспамятстве можно было отдавать под застройку землю пядь за пядью.

С вас кварталы, с нас обещания

В реальности же придется вспомнить и про коммунальную инфраструктуру. Только когда рязанские власти публично предлагают застройщикам уходить от плотных высоток к средней этажности и прочему комфорту пространств, они отчего-то наглухо забывают про изначальную подготовку площадок. А готовить их должно именно государство. Подвести газ, свет, водопровод, канализацию, дороги. И только потом аппетитно вещать о высотности. Но где ресурсные сети?

Наглядный пример: канализация – коллектор, необходимый для строительства новых кварталов Рязани (от Канищева, Семчина и далее). Расширять город именно в этом направлении, на северо-запад, планировали еще в советские годы. Тогда же сделали проект. Даже взялись за возведение сети, но не успели. Сейчас власти уже ничего никому не обещают. Зато охотно раздают места под новые и новые стройки.

Чрезвычайно удобная позиция 

Та, сказочная, часть речи главного архитектора – классический доклад чиновника, с недомолвками. Не ново. Новым стало заявление о том, чего именно не хватает г-ну Шашкину для наведения порядка. Якобы полномочий. Заявил он об этом, ссылаясь на исследования федеральных специалистов, в том числе из Минстроя РФ, сделанные для всей страны.

– Ключевая проблема – в законодательстве не прописан механизм согласования архитектурного градостроительного облика объектов. Архитектор может влиять только на количественные параметры и только через генплан и правила землепользования, – расстроено заявил градоустроитель.

Стоп. Правила землепользования, говорите? А что же вы – не влияете?

Поясним. Если человек покупает землю и хочет на ней что-то построить, он должен выяснить разрешенные параметры в тех самых Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ). Они есть у каждого муниципалитета – от крохотного сельского поселения до крупных городов. ПЗЗ доступны на сайтах администраций, так что изучай, да строй себе в рамках дозволенного.

Но рамки те временами меняются. Новые ограничения (или избавление от них) чиновники должны заносить в ПЗЗ.

Из таких ограничений самые важные за последние десять лет – это новые условия застройки в границах достопримечательного места «Есенинская Русь» и в центре Рязани. Для первого параметры утвердили в ноябре 2019 года, для второго специальные режимы исторического поселения – в сентябре 2021-го.

Они есть в Правилах землепользования и застройки? До сих пор нет! Кто должен их внести в ПЗЗ? По «Есенинской Руси» – главархитектура под руководством Шашкина. По Рязани – мэрия, но под контролем главархитектуры. 

Шашкин же вместо исполнения своих прямых обязанностей публично жалуется, что регулировать фантазии застройщиков ему мешает нехватка полномочий.


Карта с новыми режимами для исторической части Рязани на сайте правительства вообще нечитабельна, как ни увеличивай (по ссылке документ в формате ПДФ, стр.27). Хотя нормальный вариант в кабинетах чиновников есть

 
Нормальный вариант той же карты: все участки с указанием всех ограничений для них отлично видны при увеличении (в формате ПДФ, который есть и в распоряжении редакции)

 

На практике регулировка с помощью ПЗЗ происходит так. Собственник земли, изучив ПЗЗ, еще и подает заявку в местную администрацию – с просьбой выдать справку («Уведомление о соответствии…»), в которой указаны все имеющиеся для его участка ограничения. Рядовой чиновник, получивший заявку, следуя инструкции лезет в… ПЗЗ. И взяв оттуда данные, выдает справку владельцу надела. В той бумаге указаны ограничения по: высоте здания от земли до конька кровли, ширине фасада, проценту застройки участка и пр.

Взял бумажку, построил. И тут выясняется, что высота должна быть, к примеру, вдвое меньше: можно край два этажа, а он построил четыре. Если кто начнет судиться, и собственник земли и нового здания явится в суд как ответчик, то с большой долей вероятности он его выиграет.

Зато по «Есенинской Руси» в Москву давно отчитались – мол, все приняли, утвердили, блюдем. По историческому центру Рязани тоже успокоились, отчитались об исполнении.

Фактически же не выполнено ни то, ни другое. Застройщики по незнанию, или просто прикинувшись простачками, могут делать, что хотят. Чиновники мэрии и прочих муниципалитетов ни при чем – они опираются на ПЗЗ.

Главархитектор Шашкин де-юре тоже ни при чем. Он это прекрасно понимает. Потому и вещает спокойно про кисельные берега, честно глядя в глаза губернатору, некогда реально пытавшемуся защитить центр Рязани от высотной застройки. Однако когда грянет очередной строительный скандал, а он рано или поздно грянет, все вопросы будут к главе региона. 

Екатерина СМБАТЯН