Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№01 от 10 января 2019 г.
Театр Гдетотам
 Скопинский «Предел» разменял четвертый десяток

За 30 лет своего существования Скопинский молодежный театр «Предел» обрел многое. Собственное здание с профессиональной сценой. Аншлаги и полные залы. Признание зрителей. Восторженные отзывы авторитетных критиков. Целую галерею наград и дипломов престижных российских и международных фестивалей. Десятки учеников, многие из которых стали артистами театра и кино. Да и остальные, выбравшие по жизни другие занятия, смогли реализовать зажженную «Пределом» искру таланта… Так о чем еще может мечтать театр? Только о том, чтобы научиться летать!



Питер Пэн – вечно юный мальчик, который умел летать, стал символом 30-летия «Предела». Не жалуя «капустники», впрочем, как и официальные мероприятия, театр провел праздничный вечер в рабочем режиме. 6 января «пределовцы» показали премьерный спектакль «Питер Пэн», отметив тем самым и открытие Года театра в Скопине, и собственный юбилей. Официальная история «Предела» отсчитывается с 1988 года, однако первый спектакль по пьесе Юрий Щекочихина «Ловушка 46, рост второй» был показан в 1989 году. И именно с первой премьеры (а вовсе не с вешалки!) начался этот удивительный театр…



Случайно или намеренно, но «Питер Пэн» вобрал в себя массу символов, став своеобразным зеркалом 30-летней истории. Во-первых, в этом ярком, озорном, массовом действе оказалось занято 30 актеров! Причем от самых юных, которые только-только начинают первые шаги на сцене, до опытных выпускников «Предела». После финального поклона, выстроившись полукругом, ребята провели своеобразную перекличку: «Первый, второй, третий, …, тридцатый!» И завершил этот цикл Михаил Сиворин (ныне уже известный российский актер) торжественным кличем: «Тридцать первый, юбилейный!»



Во-вторых, сказочный мир, придуманный Джеймсом Барри, оказался волшебной проекцией самого театра «Предел» и его руководителей Владимира и Ирины Делей. Фантастический остров Гдетотам – это сам театр, переступая порог которого, словно скидываешь груз прожитых лет и превращаешься в ребенка. Режиссер Владимир Дель, этот фонтанирующий идеями человек с горящими глазами, – Питер Пэн, способный пробудить к полету каждого ребенка. Они действительно летали: Кирилл Яровой, исполнитель роли Питера Пэна в премьерном спектакле, Даша Селиванова и Ольга Симкова, дети семьи Дарлингов, и все-все потерянные мальчишки, смелые индейцы и грозные пираты. Летали на крыльях фантазии и воображения: строили из обычного зонтика дом, попадали в приключения и устраивали ловушки.



Наконец, Ирина Дель – заботливая Венди, хранящая театр, как домашний очаг. За эти годы Дели стали «вторыми родителями» десяткам скопинских мальчишек и девчонок. «Предел» начинался в лихие девяностые, когда многим взрослым буквально приходилось бороться за выживание. И на фоне этой кризисной лихорадочной жизни театр становился для детей маленького провинциального городка отрадным приютом, чудесным островом Гдетотам. «Вы подарили нам классное детство!» – такое признание чаще всего звучало в поздравительных речах на юбилейной встрече.



Ну и, в-третьих, сама идея постановки «Питера Пэна», как семейной игры, отвечает духу «Предела». Театр – как дом, семья, круг единомышленников. В финале спектакля Дарлинги принимают к себе всех потерянных мальчишек, подтверждая истину о том, что чужих детей не бывает.



Точно так же, как в молодежном театре сплачиваются ребята всех возрастов. Более того, вырастая, они приводят в театр своих детей. Екатерина Авданькина, Елена Талалаева, Алексей Зыкин – на юбилейном концерте выпускники «Предела» устроили песенный марафон, выступив со своими детьми. Даже официальные лица, представители скопинских властей, в окружении шумной и яркой толпы ребятишек на миг утратили серьезный апломб и превратились в театральных зрителей.



«Предел» – камерный театр. Актуальное сегодня понятие, к которому стремятся многие театры. Здесь на самом деле стираются понятия пределов и границ. Все совершается на расстоянии вытянутой руки. Здесь можно услышать самый трепетный шепот. Увидеть, как слеза дрожит на ресницах, и услышать, как зарождается в груди смех. «Самое пронзительное искусство рождается без микрофона», – сказал Владимир Дель, открывая юбилейный вечер. И еще, пожалуй, без оглядки на возраст!

Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Вера НОВИКОВА