Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№49 от 9 декабря 2010 г.
Власть отменного вкуса
Автору этих строк доводилось пробовать большинство сортов пива, представленных на прилавках рязанских магазинов и в городских точках общепита. На мой взгляд, пиво, по крайней мере, его лучшие разновидности, один из немногих алкогольных напитков, который не только помогает снять стресс, делает беседу непринужденной и доверительной, но и доставляет эстетическое наслаждение, создает праздник вкуса.



Прошедшим летом мне посчастливилось побывать на одном из крупных пивоваренных заводов Чехии, где я был поражен не только вкусовыми качествами производимых на предприятии напитков, но образцовой чистотой цехов и комфортными условиями для рабочих.

Восхищаясь по-настоящему европейским подходом к делу, я загорелся желанием посетить пивзавод в Рязани, сравнить увиденное ТАМ и ЗДЕСЬ, уточнить некоторые важные для потребителя пенного напитка детали.

В самом конце ноября эти планы осуществились, я попал на завод, а моим гидом в этом увлекательном пивном мире стал председатель правления «Русской пивоваренной компании «Хмелефф» Дмитрий Васильцов.

Сразу следует отметить, что Русская пивоваренная компания – одно из немногих предприятий отрасли, работающих без привлечения иностранного капитала.

Не секрет, что в 90-е годы многие отечественные пивоваренные заводы активно скупались крупными зарубежными холдингами, и эта экспансия не всегда положительно влияла на качество производимого продукта.

В конце 90-х годов Русская пивоваренная компания начала масштабную реконструкцию рязанского пивзавода, было закуплено современное немецкое, итальянское и чешское оборудование. По словам Дмитрия  Васильцова, процесс обновления производственной базы идет на предприятии постоянно.

 «Основная часть ручного труда, – рассказывает Дмитрий Витальевич, – используется на погрузке и экспедировании товара. Остальные процессы полностью или частично автоматизированы. Наша основная цель на ближайший год – увеличение  производительности завода».

На сегодняшний день компания «Хмелефф» является динамично развивающимся предприятием – показатели производительности, несмотря на кризисные явления в экономике, с каждым годом увеличиваются.

За прошедшее десятилетие на заводе было внедрено много технологических новинок, которые помогли не только улучшить вкус пива, но и интенсифицировать сам процесс производства, снизив при этом энергопотребление.

Рязанское пиво занимает прочные позиции на рынках Рязанского и Московского регионов, причем его присутствие на московском и подмосковном рынке, по словам Васильцова, постоянно расширяется.

Дмитрий Витальевич пояснил, что «среди приоритетов компании – повышение квалификации кадров. Часть наших специалистов получают высшее профильное образование на средства работодателя.

Работа в компании «Хмелефф» – это белая зарплата, полный пакет социальных гарантий. Практически все банки, работающие в Рязани, регулярно декларируют готовность выдавать кредиты работникам завода.

По мнению многих экспертов, конкурентные преимущества рязанского пива состоят в использовании классической немецкой технологии приготовления этого напитка, предусматривающей наличие четырех базовых компонентов: солода, хмеля, воды и дрожжей. Кроме перечисленных ингредиентов компания «Хмелефф» не применяет каких-либо добавок. Отметим, что ячмень для производства пива собирается на полях Рязанской области, а высококачественные сорта хмеля и дрожжевые культуры закупаются в Германии и Чехии.

Как и в Западной Европе, в России важную роль играет фактор свежего пива, ведь потребитель часто отдает предпочтение продукту, который вырабатывается непосредственно в населенном пункте, где человек проживает. Эта закономерность во многом формирует структуру спроса и у рязанских ценителей пенного напитка. Пиво, производимое компанией «Хмелефф», имеет срок хранения от двух недель (непастеризованное нефильтрованное) до четырех месяцев. Эксперты убеждены, компании, производящие пиво со сроком хранения более 8 месяцев, добавляют в напиток дополнительные консерванты, негативно влияющие на вкусовые качества.

Если говорить о таком параметре, как стойкость пены, то этот показатель зависит от содержания белка в ячмене.

Нередко, употребляя пиво отдельных отечественных и зарубежных производителей, сталкиваешься с феноменальной стойкостью пены, однако Дмитрий Васильцов пояснил мне, что «некоторые компании, возможно, используют специальные добавки, благодаря которым этот показатель искусственно увеличивают. На рязанском пивзаводе к таким хитростям не прибегают».

В 2009 году рязанские пивовары начали варить пшеничное пиво с достаточно высокой долей пшеничного солода, которое отличается насыщенным, оригинальным, а главное притягательным вкусом. «Хмелефф» «Пшеничное» в основном ориентировано на предприятие общественного питания (так называемый сегмент horeca), а также на крупные торговые центры.

Во время экскурсии по заводу (а мне удалось посетить фильтрационное отделение, варочный цех и линию розлива), я достаточно быстро пришел к выводу, что немецкая культура пивоварения пустила глубокие корни на рязанской земле: образцовая чистота, жесткий контроль качества и минимум персонала. Если не знать, где находится предприятие, его можно принять за завод в Мюнхене или Плзене.

В конце нашей полуторачасовой беседы Дмитрий Васильцов сообщил, что в 2011 году Русская пивоваренная компания планирует преподнести сразу несколько сюрпризов ценителям своей продукции. Речь идет об обновлении ассортимента и выводе на рынок нескольких новых сортов пива, начале производства натурального кваса в ПЭТ-бутылках и высококачественной газированной воды.

Увы, объявленная на государственном уровне борьба с алкоголизацией населения почему-то имеет ярко выраженную антипивную направленность. В 2010 году акцизы на пиво выросли на 200%, а на водку всего на 10%. В итоге, потребление пенного напитка снижается, чего не скажешь о пристрастии россиян к сорокаградусной жидкости и различного рода суррогатным коктейлям. Чиновникам и депутатам различных рангов давно пора уяснить простую вещь: прямо или косвенно поощрять употребление крепкого алкоголя в ущерб слабоградусным и эстетически более привлекательным напиткам в такой стране как Россия глупо и даже опасно.
Виктор НИКАНОРОВ