Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№26 от 8 июля 2021 г.
Свежие новости
Стоны недобитого города
Сможет ли Путин решить рязанские проблемы, даже если забросит все свои дела?

Перед прямой линией с президентом Владимиром Путиным рязанцы столкнулись с объективной проблемой: они не могли выбрать из десятков проблем, на какие же жаловаться. Отравление воздуха и водоемов, вырубка деревьев, неконтролируемая «законная» застройка, бездорожье, отвратительная работа общественного транспорта, непреодолимые очереди в поликлиниках… Список можно продолжать до вечера, и это не фигура речи. Проще написать: «Господин президент, угроблено все, эвакуируйте нас на Луну!» Если, конечно, там застолбили еще не все места.

Край токсичных водоемов

Когда в прошлом году Рязань стала новогодней столицей, горожане придумали уникальный сувенир. Это склянка с надписью «Рязанский воздух». Можно было бы наладить целую линию сувениров – с запахом тухлятины, жженой резины, креозота, газа, мазута. Эти ароматы сменяют друг друга в зависимости от расписания выбросов предприятий и направления ветра. «Путин, помоги!» – написал на прямую линию каждый второй рязанец, страдающий от удушающих запахов, а также от першения в горле, кашля, тошноты и головной боли. Проблема уже настолько навязла в зубах, что скоро перестанет вызывать возмущение, примерно как ежегодное повышение стоимости услуг ЖКХ. 

Но некоторые продолжают говорить об этом в профиле губернатора Николая Любимова во «ВКонтакте». И нашлись те, кто укорил жалобщиков: мол, чего вы тут строчите злобные комментарии, езжайте на природу, порадуйтесь солнышку и водичке… Стоп! Мы бы с радостью, да только кто б указал направление.

Взять, к примеру, Турлатово или Листвянку. Река с одноименным названием давно уже «некупабельна», а вскоре будет построен второй по счету ветсанутильзавод, который вряд ли улучшит экологическую обстановку. Тогда Рыбновское направление? Да, но водоем между селом Городище и Канищевом отравлен, в нем полтаблицы Менделеева. Что ж, попробуем окунуться где-то в районе курортной Солотчи. Фу, точно, в Старицу же с этого года сливают фекалии все ассенизаторские машины округа. Последняя попытка: на Пру! И снова неудача, ведь ее берега в середине июня покрылись дохлой рыбой. Последняя надежда – водоем у парк-отеля «Окская жемчужина» в Полянах. Уже было собрались и шапочки для купания в сумки сложили, да пляж закрыли то ли из-за жалоб рязанцев на появление симптомов кишечной инфекции после купания, то ли после другого загрязнения воды. В детской инфекционной больнице на улице Садовой наплыв маленьких пациентов, искупавшихся в Сегденском, Ласковском, Уржинском озерах. Врачи «по секрету» говорят родителям: предельно-допустимая концентрация кишечной палочки в этих водоемах превышена в три и более раз. Официально – ни гу-гу!

Мне показалось или это настоящая экологическая катастрофа? Но не стоят росгвардейцы на берегах Старицы в ожидании преступных ассенизаторов, не сидят в засаде у истоков Быстрицы, готовясь обезвредить отравителей водоема. Поэтому – «Путин, помоги!»

К слову, если вода в рязанских водоемах оказалась только лишь загаженной, то в селе Заокское под Рязанью она попросту кончилась. Мощности скважины не хватило для обеспечения потребностей двухтысячного населения в сорокаградусную жару («Новая», №25Р от 1.07. с.г.) Резервная скважина заилилась пару лет назад, денег на бурение новой… Правильно, даже говорить не стоит. Путин, помоги людям не умереть от жажды в XXI веке. 

В дождь – зеркальная проблема: только бы не утонуть, как утопло в День России несколько автомобилей на Касимовском шоссе, а заодно и магазин автозапчастей. Но тут уж никто не поможет, даже «почетный благотворитель» Рязанской области господин Андрей Макаров. Тут только на небеса уповать, ведь такие блага цивилизации, как ливневая канализация, могут даровать только они. 

Утку «распилили», про приют забыли...

Криком кричат рязанцы от количества автомобилей в городе – парковок нет, автостоянок нет, на дорогах пробки и ядовитые выхлопы. И ведь многие согласны ездить на работу и обратно на общественном транспорте, но нет его. «Рогатого» не дождаться в вечерние часы, днем «середина на половину», утром он битком. С маршрутками то же самое, но еще есть риск не доехать до конечного пункта. 

Теперь о хорошем. Дороги есть! Но только частично. С тротуарами то же самое. 

Мусор с рязанских дворов вывозится, но не везде и лишь изредка. 

Бродячие собаки продолжают бродить. Городского приюта, обещанного мэрией по весне, как не было, так и нет.

Уличные светильники работают выборочно, светят почему-то не всем. Дожили: вечерами люди во дворах подсвечивают путь фонариками. Разруха времен военного коммунизма*, не иначе.

Мест в детских садах и школах по-прежнему не хватает, существующие школы под угрозой исчезновения. Школа № 6 отходит Рязанской епархии, взамен мэрия хотела отдать здание детского сада на Первомайке. Свободных земельных участков для строительства новых школ нет. Это касается не только центра города, но и окраин. 

Центр Рязани «облысел» на глазах. Все деревья в момент оказались старыми и больными и подлежащими вырубке. 

А помните, Владимир Владимирович, вы потребовали разобраться с уничтожением озера Дикая утка? Его «распилили» на четыре части и продолжают засыпать. Потому что у вас там раз в год своя свадьба, а у нас своя. Провинциальная. Ежедневная. С самогоном и мордобоем, с заунывной «Черный ворон, что ж ты вьешься…»

Дефибриллятор для областного центра

А еще на краю области, в Касимове, сгорел великолепный дом Баркова. Одни белые колонны остались. Торчат, как кости. И памятник архитектуры федерального значения, и был в аренде у некоего московского коммерсанта, а не помогло. 

А главное знаете что, Владимир Владимирович? Никто из управленцев не взобрался на трибуну и не жахнул башмаком от Prada: тудыть-растудыть, чтоб к вечеру найти виновных в поджоге, осушении, уничтожении, загрязнении, распиле. Нет, всё люди – ходят, пишут, просят, требуют хоть каких-то действий. Получают отписки. А потом собираются на площади Победы, чтоб высказать свое несогласие, и вот тут-то появляются и росгвардейцы, и полиция, и ДПС, въезжают огромные деньги в виде автозаков. Появляются даже все руководители почти всех ведомств – на следующий день они произносят осуждающие речи. 

По настоящим преступлениям никто осужден не будет. Виновные сядут в более высокие и более мягкие кресла. 

...Несколько лет назад на моих глазах умирала родственница. Обычную скорую сменила реанимация, пожилой женщине дали кислородную подушку, обкололи сильнейшими препаратами. Потом пошел в ход дефибриллятор. Мне, имеющей отдаленное представление о медицине, было понятно: это конец. Но врачи пытались вернуть родственницу из небытия. Сейчас эта картина все чаще возникает перед глазами. Правда, там было все понятно: похоронили, установили памятник, навещаем могилу. А как принято прощаться с убитым городом?

* Термин «Военный коммунизм» был введен мыслителем-утопистом Александром Богдановым. Это политика большевиков, которая проводилась с 1918 по 1920 годы и привела к Гражданской войне в стране, а также к резкому недовольству населения новой властью. В результате Ленин спешно был вынужден свернуть данный курс и объявить о начале новой экономической политики (НЭПа).  
Екатерина Вулих