Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№09 от 8 марта 2012 г.
Роза ветров здорового авантюриста
Художник Попов-Масягин приглашает в путешествие по памяти и времени



29 февраля в Рязанском художественном музее им. Пожалостина открылась персональная выставка Володи Попова-Масягина «Путешествие по памяти, или Время, назад!». Художник, которого с равным правом можно назвать и русским, и французским, последние 10 лет живет в Париже, приезжает встретить новый год в Мещеру, а выставляется по всему миру от Канады до Южной Кореи. Словно решив вознаградить рязанских зрителей за свое долгое отсутствие, он привез солидную коллекцию живописи. Извлек из кладовых своей памяти артефакты и представил их в масштабной инсталляции. А свое собственное появление на открытии превратил в перфоманс, под аплодисменты представ перед объективами в белой рубахе, черной шляпе и с фирменной – лукаво изогнутой – бровью.

Рязанская выставка является частью крупного международного арт-проекта художника, которым он отмечает год своего 50-летия. Идея предусматривает проведение ретроспективных персональных выставок в Государственных художественных музеях нескольких городов России. В сентябре 2011 года арт-проект стартовал в Хабаровске, на сегодняшний день его уже смогли увидеть в Южно-Сахалинске, Ханты-Мансийске, Москве и Санкт-Петербурге. С 29 февраля по 1 апреля ретроспектива Попова-Масягина представлена рязанским зрителями, а позже ее примет Тамбов и родной город художника Мичуринск. Конечной точкой станет Париж.

«Путешествие по памяти, или Время, назад!» – это не просто название проекта, а по сути философия жизни художника, который находится в вечном поиске, движимый здоровым авантюризмом.

Его путешествие началось в 14-летнем возрасте, когда из родного Мичуринска Тамбовской области он отправился на учебу в Абрамцевское художественно-промышленное училище им. Васнецова в Подмосковье. Дальше – Ленинград, Художественно-промышленная академия им. Мухиной (факультет монументальной живописи), окончив которую он распределяется в Рязань. А в девяностые ветер перемен заносит художника в Европу, где он и пускает прочные корни.

Не случайно при входе на выставку зрителя встречает огромный баннер – «Роза ветров» Володи Попова, заполненная его фотографиями со всех частей света. Такая легкость в преодолении границ географических не могла не повлиять и на грани творческие, которые с каждым годом становятся все шире.

Его живописные полотна парадоксально, но органично сочетают традиции русской культуры и европейское мироощущение, глубокую символичность и яркую декоративность. Портреты, натюрморты, пейзажи… Женщины, кошки, куклы, фрукты, музыкальные инструменты, шляпки, зонты, веера, бутылки, сосуды, кофейники, зеркала, стулья, столы… Живая и неживая природа сливаются на картинах Попова-Масягина в единый мир на атомарном уровне. Его женщины, несмотря на свою бесстыдную обнаженность, могут быть недоступны, холодны и почти бестелесны. А в причудливо изогнутых сосудах может скрываться гораздо больше эротизма и страсти, чем в самых откровенных ню.

Подойдя в своем путешествии к отметке «50», художник раскручивает стрелки часов в обратную сторону, одновременно расширяя творческое пространство новыми инструментами. Помимо живописи на выставке представлена инсталляция, созданная в соавторстве с Александром Сухановым и Степаном Поповым (Strujan’s Art Group). Многометровая в человеческий рост ширма из пластика составлена из эскизов картин Попова-Масягина, фотографий его афиш, газетных публикаций, интерактивных включений предметного мира. Инсталляция погружает зрителя в мир мыслеобразов художника, дает уникальную возможность проследить, как рождается живопись, как оживают воспоминания, как взаимодействуют герои разных картин и разных времен. Выстраиваясь извилистой лентой, она напоминает лестницу жизни, ступеньки которой так и норовят ускользнуть из-под ног.

…Ну а для автора этих строк стало приятным открытием обнаружить (и не единожды!) элементом инсталляции собственную статью «НЮтюрморт» о Володе Попове образца 2005 года и убедиться, что постепенно даже газетные заголовки становятся классикой постмодернизма.
Вера НОВИКОВА