Новая газета
VK
VK
Twitter
Рязанский выпуск
№43 от 7 ноября 2019 г.
Свежие новости
В главной роли – фотокамера
 Фотограф Павлушин открыл двери рязанской «театральной кухни»

2019 год проходит в России под знаком Театра. Этому событию рязанский фотограф Андрей ПАВЛУШИН посвятил сразу две фотовыставки, которые развернулись на площадках Рязанского художественного музея им. И.П. Пожалостина и Рязанского музея истории молодежного движения.


Андрей Павлушин/ Фото Дмитрия Соколова

Театр (рязанский и не только) Андрей Павлушин снимает уже более 30 лет. И нынешний тематический год, как признается автор, это уникальный повод поднять многолетний архив.

Солидная часть этого архива посвящена Скопинскому молодежному театру «Предел». С театром и его основателями Владимиром и Ириной Дель фотографа связывает давняя дружба. Поэтому в коллекции оказались собраны и парадные портреты, и снимки, сделанные в семейном и дружеском кругу, в моменты репетиций и размышлений. 


На праздновании 60-летия Владимира Деля

В фокус внимания фотографа попали самые интересные события театральной жизни «Предела»: премьеры и показы спектаклей в Скопине, Рязани, Липецке, Тамбове, Москве, участие в фестивалях «Золотая маска», «Рязанские смотрины», творческие встречи с поэтессой Верой Павловой, писателем Захаром Прилепиным, поездки и гастроли. В результате такой летописной работы сложилась выставка «Доля Деля», которая впервые была представлена в Скопине в 2015 году к 60-летию режиссера. С тех пор коллекция расширялась, новые события отражались в новых снимках… 

И сегодня полную версию «Доли Деля» (более 70 фотографий) можно увидеть в музее молодежи: торжественное открытие состоялось 3 ноября в «Ночь искусств».


Режиссер Александр Галибин и актриса Анна Демочкина. Репетиция спектакля «Последний пылкий влюбленный»

Вторая выставка развернулась в залах Рязанского художественного музея. Более широкая по тематике она погружает зрителя в «Магию сцены». Однако в экспозиции не только фотографии спектаклей. Хотя даже они составляют огромную коллекцию: в архиве фотографа десятки премьер, выходивших на различных сценах.


Василий Уточкин в роли Раскольникова

Но Павлушина, как истинного приверженца репортажной съемки, интересует прежде всего процесс рождения и становления постановки. Раздумья, споры, обсуждения, бесконечные часы репетиций – вся та «театральная кухня», на которой божественная Мельпомена создает свои творения. 


Режиссер Борис Константинов. Рождение «Пегого пса»

И вот наступает самый волнительный момент – премьера. Сцена заливается яркими огнями рампы, но для фотографа гораздо привлекательней полутьма кулис. 


Владимир Захаров (1954–2019), конструктор, художник-кукольник, руководитель театра кукол «2+Ку» (Томск)

Именно здесь – в недоступном зрителю мире – разворачиваются настоящие страсти: в ожидании финальных аплодисментов нервы накаляются до предела. И весь этот спектр эмоций фиксирует фотокамера.


Народный артист РФ Константин Райкин

Так, на выставке можно увидеть несколько циклов фотографий, отражающих процесс создания спектаклей. Это постановка «…и наказанiе», выпущенная в Рязанском театре кукол белорусским режиссером Олегом Жюгждой и дошедшая до «Золотой маски», где спектакль номинировался по четырем номинациям. 


Актеры Дмитрий Мазепа и Роман Горбачев на церемонии «Зеркало сцены»

Кукольная притча «Пегий пес, бегущий краем моря», поставленная Борисом Константиновым, неоднократным обладателем «Золотой маски». Музыкальная фантазия «Маленькая ночная серенада» в постановке питерского режиссера Светланы Озерской. И спектакли театра драмы, выпущенные столичными режиссерами Сергеем Виноградовым, Александром Галибиным…


Актер и режиссер Сергей Виноградов. 2013–2014 гг. – главный режиссер Рязанского театра драмы

Отдельный зал посвящен портретам театральных деятелей: артисты, режиссеры, художники, хореографы и т.д. Среди них лица и служителей рязанской сцены, и столичных знаменитостей, и зарубежных гостей, участвовавших в различных фестивалях. Многие из них входят в ближний круг общения фотографа, поэтому наряду с классическими портретами можно увидеть и жанровые работы, созданные в процессе живого общения.

Всего на выставке представлено более ста работ – стоп-кадры такого реалистичного, но в то же время эфемерного театрального искусства, которое и создает настоящую «Магию сцены».