Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№42 от 7 ноября 2013 г.
Убийство без вреда для здоровья
Спустя год виновные в смерти рязанского студента Александра Дудина могут избежать сурового наказания


 
Мне выпала нелегкая участь – слушать отца погибшего парня. Убитого просто так, ни за что, толпою озверелых подростков, которые, словно шакалы, гоняли его на Театральной площади, пока не добили. Я смотрел схему, нарисованную от руки отцом: действительно страшно. Второму парню – Евгению удалось избежать участи Александра, сам Саша не смог. И везде равнодушие, никто не откликнулся на зов помощи, таксист просто уехал, когда парень пытался скрыться от преследователей. Это случилось в ночь с 9 на 10 ноября 2012 года. Накануне Дня милиции, наверное, и господа полицейские в тот момент отлучились по важным делам. Впереди ведь профессиональный праздник! А в центре Рязани открыто орудует подростковая банда.
 
Встреча с отцом, Александром Михайловичем Дудиным. Он волнуется, дает читать свои заявления, разные отписки из органов. Поверх всех казенных бумаг лежит фотография сына. Спрашиваю, чтобы хоть как-то отвлечь: «Расскажите о сыне». Он преображается, гордо рассказывает о своем Сашке. Обычный мальчишка. Рос, мечтал, стремился быть самостоятельным. Всего 19 лет. Студент «радика», третий курс. С детства любил технику, сам собирал-разбирал велосипеды, потом появился мопед. Пошел и сдал на водительские права в ДОСААФ. Всего добивался только сам. Отец с горечью выдохнул: «Какую я опору потерял». Вспоминает о сыне, улыбается, но как тоскливо у него на душе, чувствуется. Сашку любили и уважали друзья, сокурсники. Александр Михайлович опять погружается в теплые воспоминания: «Мой Сашка не просил помощи. Говорил всегда: «Я сам». Сдал замечательно ЕГЭ по всем предметам. Жил будущими мечтами, пока…» Тут разговор прервался. Трудно говорить о смерти дорогого человека. 
 
Спрашиваю о том злополучном дне. Чем Сашка занимался в этот вечер? Допоздна чинил свой старенький «Жигуленок». А потом решил встретиться с товарищем на площади Театральной. Ждали общественный транспорт. Даже сели в троллейбус, но тот отправлялся в парк. Ребята вышли и просто ожидали другой. Тогда к парням и подошел Павел Кузин с игрушечным пистолетом, хотя вечером разве отличишь игрушку от оригинального «ствола»? Разумеется, Саша и Женя отреагировали на наведенный на них ствол, вырвали его и бросили наземь. Отморозок, угрожавший «пистолетом», ретировался, но через минуту вернулся с подмогой.
 
Что делали подростки в позднее время в «не своем» районе города? Откуда у них ножи, телескопическая дубинка, кастет? Кто вырастил такое зверье? Это вопросы к родителям «отморозков» в первую очередь. Почему милиция-полиция, зная, что в Приокском районе города Рязани действует подростковая банда, бездействовала? Разве не знали о существовании этой организованной группы юных преступников ранее? Знали! Ответьте теперь нам, какие еще реформы вам нужны? Лепить из милиции полицию, из полиции – жандармерию? Ведь на передаче «Пусть говорят» ребята из этого района открыто рассказывали, что данная группа, уже давно открыто и вызывающе ведет себя там. Их боятся ровесники, молчат. Может, это убийство невинного парня должно разомкнуть круг равнодушия общества?
 
Отдельно сказать хочу о неизвестной мне девушке Кристине. Она случайно ехала в момент совершения преступления на машине. Не проехала мимо, вызвала полицию и скорую помощь к умирающему парню. У меня в руках копия заключения судебно-медицинского эксперта А.Л.Шкутенко: «...обнаружены следующие телесные повреждения: колото-резанная рана на передней поверхности левой половины грудной клетки в 5-м межреберье по окологрудинной линии, проникающая в левую плевральную плоскость, клетчатку средостения и полость перикарда с повреждением сердца». 
 
Дальше перечислять тугим и непонятным для нас языком науки? Все колото-резанные раны и многочисленные ссадины? Да и то не все указали. У парня была до синяков избита часть лица. «Трупные пятна», – так пояснили убитому горем отцу «эксперты». Полный бред!
 
Читаю следующие бумаги, следователя  по особо важным делам Московского следственного отдела города Рязани из Следственного Управления Следственного Комитета Российской Федерации по Рязанской области Д.О. Крютченко. С ним я беседовал по телефону и надеюсь лично побеседовать с товарищем подполковником юстиции. Интересно самое начало постановления о прекращении уголовного преследования по материалам этого преступления. Перечисляются фигуранты дела №12012270563. Волосы дыбом встают: годы рождения – 1995–1997. При себе имели: Кузин – нож и пистолет-игрушку, другие: нож, нож и кастет, нож, металлическую дубинку. У одного вообще ничего не обнаружили, но и этот человек, хотя слово такое не хочется употреблять, участвовал в массовой охоте на парня. 
 
По словам несовершеннолетних обвиняемых, они выпили перед нападением три бутылки водки в кафе «Место встречи». У нас в стране законы действуют? Кто отпускал им алкоголь? Почему владельцы данного заведения не отвечают за убийство парня? Если наши правоохранительные органы бессильны, давайте общественность поднимем и потребуем уважать законы!
 
Далее. По словам следователя, у Кузина «по мотиву явного неуважения к обществу и общепринятым нормам морали» возник «преступный умысел совершить хулиганство». Оказывается, он за чаркой водки вступил «в предварительный преступный сговор на совершение хулиганства» с остальными членами банды. Этот урод, даже находясь в стадии сильного алкогольного опьянения, о чем сказано в документах следствия, рассредоточил свою команду по всем правилам охоты. Шансов выжить у Саши не было. Его обложили со всех сторон. Евгению удалось убежать. Далее читаешь сухой протокол и чувствуешь: есть банда, выбравшая себе жертву, все до тонкости отточено, каждый шаг запечатлен. Что еще необходимо правосудию, чтобы отправить на нары этих малолетних преступников? Один из уродов – Кузин был по решению суда взят под стражу. По отношению к двум другим соучастникам убийства Советский районный суд вынес постановления о домашнем аресте. Но отец погибшего парня добился с боем, чтобы они получили так называемые «браслеты», по которым можно определить их местонахождение. Возмутительно то, что один из участников этой «стаи», признавшийся, как он загонял Сашу к месту последующего убийства, был признан невиновным. И в отношении него было решено прекратить уголовное дело. Позор! 
 
Читаю следующее постановление о прекращении уголовного дела. Опять участие в «мелком хулиганстве». Действительно, участвовал в убийстве, что тут такого? Просто мелкое хулиганство. Цитирую: «В результате расследования не установлено, что Б...... А.С. имел умысел применить или применил имевшийся у него нож, или вступил в предварительный сговор на применение предметов, используемых в качестве оружия, в процессе хулиганства». Причиненные с участием этого подростка телесные повреждения Дудину «три ссадины в лобной области слева, две ссадины в лобной области справа, одна ссадина на правом скате носа»,  расценены как «не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья». В итоге – дело прекращено. А то, что нож у него был, да, он не применил, а бил просто так, без ножа, так это уже не преступление? Участие в убийстве – не преступление?
 
Несчастный отец борется с тем, чтобы уроды понесли наказания. Ворох отписок, бумаг. Но мы должны сделать все, чтобы дело не спустили на тормозах, чтобы все виновные в смерти замечательного парня понесли заслуженное наказание, необходимо привлечь к уголовной ответственности всех шестерых участников мерзкого преступления. 
 
«Новая газета» продолжает внимательно следить за этим резонансным делом.
 
Евгений ЧУЙКО