Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№40 от 7 октября 2010 г.
В Рязани открылась итоговая выставка престижного Международного фотоконкурса
2 октября сразу в четырех выставочных залах Рязани: областном художественном музее, во Дворце Олега, в Музее истории молодежного движения и в галерее библиотеки им. Горького – открылась итоговая выставка Международного фотоконкурса «Берега-2010». Это уже второй сезон единственного в России международного фотоконкурса, проводимого по стандартам и под эгидой Международной федерации фотоискусства (FIAP).



FIAP – старейшая фотографическая организация, в этом году ей исполняется 60 лет. Долгие годы Россия была выключена из движения фотосалонов FIAP. Ситуация исправилась в прошлом году, когда впервые в нашем городе был проведен салон «Берега» под эгидой FIAP.

Учредителями фотосалона «Берега» являются два российских фотоколлектива – Рязанское отделение Союза фотохудожников России и Нижегородский фотоклуб «Провинция»,  а также Правительство Рязанской области, Комитет по культуре и туризму Рязанской области, Управление культуры и искусства администрации г. Рязани.

В этом году конкурс проводился по четырем категориям: черно-белая фотография, цветная фотография, фотография на цифровом носителе и новая секция – фотожурналистика. На конкурс поступило 4600 работ от 612 авторов из 46 стран мира. Третью часть от всех авторов, приславших работы на  конкурс, составляют российские фотохудожники.

В каждой категории разыграны комплект медалей FIAP, комплект медалей «Берега», а также Почетные ленты FIAP и дипломы. Два главных приза фотоконкурса  «Берега-2010» – приз имени Е. Каширина   «За истинную фотографию» и приз имени С. Яворского «За лучшее фото в жанре «Обнаженная натура» – в этом году достались украинским авторам: Александру Милковичу за работу «Соседи» и Александру Харвату за работу «Двое» соответственно.

Золотые медали FIAP и золотые медали «Берега» получили авторы из Италии, Румынии, Аргентины, Украины, Тайваня, Болгарии, Венгрии и Эстонии. Российским авторам  на этом конкурсе не удалось завоевать золотых медалей, однако россияне вышли на первое место по количеству наград, получив  две серебряные медали, семь почетных лент FIAP и три диплома. Второе место в командном зачете заняли украинские фотохудожники, третье – китайские.

Следует отметить, что по правилам FIAP высоко ценится сам факт прохода работы на итоговую выставку фотоконкурса. Только по набранному количеству «проходов» авторам присваиваются международные звания FIAP.
 
Помимо наградных работ, жюри также отобрало около 800 лучших фотографий для итоговой выставки. 800 работ – это 800 элементов, из которых складывается фотомозаика нашего мира. Сложившись из разрозненных кусочков в единый пазл, фотографии представили действительно истинную картину мира. Титаническая работа жюри обеспечила прохождение на итоговую выставку по-настоящему «живых» работ, отсеяв (по мере возможности) формалистические работы.

Самые удаленные уголки нашей планеты попали в объективы вездесущих фотографов. Один из таких уголков был удостоен главного для Рязани приза: приз имени Е. Каширина «За истинную фотографию» был присужден фотографии, сделанной в одной из деревень Западной Украины.

Ее автор – Александр Милкович – 26-ти лет, из Западной Украины, из Львова, профессионально занимается фотографией три года. Как он признался позже в разговоре, имя Евгения Каширина на Украине знают. Конечно, в основном старшее поколение. Молодые авторы снимают: «…модерн, девочек, гламур», – с оттенком легкой усмешки говорит Александр и признается: «Я такое не снимаю, не нравится. Фото должно быть живое, с душой».Большая часть его работ посвящена именно сельскому жанру, работа из которого и победила на «Берегах». На вопрос: «Почему интерес возник к такому непопулярному сегодня жанру?» – Александр отвечает, как настоящий фотобоец: «Кто же, если не я! Должен же хоть кто-нибудь снимать наши села и деревни». И на вполне резонное замечание о востребованности таких снимков, автор убежденно возражает, что через 10–20 лет эти фотографии будут просто бесценными. И приводит бесспорный аргумент: «Моя фотография уже получила приз – разве это не результат?!»

Фотография-победительница была сделана во львовский глубинке, на карпатской свадьбе. Наблюдавшие за гуляниями бабушки и их «компаньонка» – мохнатая собачка – попали в поле зрения фотографа. Секундное переключение – и снимок готов! Отголоски проносящегося мимо сельского праздника, горьковатый привкус прошедшей молодости чувствуются в этом снимке. Одиночество, застывшее в морщинках вокруг глаз, передать которое может только фотография.

…Когда в прошлом году стартовали первые «Берега», это казалось почти чудом: первый «фиаповский» салон здесь, у нас, в Рязани!.. Неподъемный труд, сотни фотографий, широчайшая география. Но «Берега-2009» состоялись, причем с успехом: каталогу, вышедшему по итогам салона, FIAP сразу присвоил четыре из возможных 5 звезд. Нынешний год показал главное: «Берега» не стали единичной акцией. Салон закрепился, его география – расширилась, статус – набрал силу. И теперь восклицание: здесь? у нас? в Рязани? – уже больше не вызывает удивления. Конечно, здесь, у нас. В Рязани, которая еще в советское время была столицей фотографического мира, выступив с подачи Виктора Агеева организатором Всесоюзной Фотоорбиты. Поэтому милости просим причаливать к нашим «Берегам».

Фото с выставки Андрея ПАВЛУШИНА



Итоги «Берегов-2010» подводит член оргкомитета фотосалона Сергей РОМАНОВ:


– В целом, уровень выставки весьма достойный. Значительно выросла черно-белая фотография. Секцию фотожурналистики мы ввели впервые и, надо сказать, что смотрится она очень живо благодаря тому, что этот жанр наиболее точно отвечает внутреннему посылу фотографии. В целом здесь представлен срез мирового уровня скорее любительской, чем профессиональной фотографии: сделаны работы профессионально, на достаточно высоком уровне, но уровень мышления в большинстве своем – любительский. Проходной «верняк», просто говоря. Есть среди этого «верняка» и изумительные работы, тонкие, нежные, проникновенные, очень точные. Проведение таких салонов, дающих общее представление о современном мире фотографии, необходимо. Создается некая почва, на которой рождаются новые идеи. Пусть даже и в антитезе: ведь отрицая какой-то вид фотографии, двигаясь от противного, можно приходить к уникальным вещам. Но движение должно быть, без этого развитие невозможно.
Вера НОВИКОВА