Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№26 от 7 июля 2016 г.
Квартет-а-тет
Фотограф Андрей ПАВЛУШИН отметил юбилей сразу четырьмя выставками



Дружеская беседа – неизменный атрибут любого праздника. Поговорить «за творчество» решил в свой юбилейный год рязанский фотограф Андрей ПАВЛУШИН. Результатом стал авторский проект «Диалоги», объединивший три направления искусства: фотографию, акварель и скульптуру. Впечатляет и масштаб идеи: проект развернулся на двух площадках – в Рязанском художественном музее и Музее истории молодежного движения. Это три экспозиции, где автор ведет диалоги со своими близкими друзьями: акварелистом Галиной ШУВАЕВОЙ – «Океаны Утенка», скульптором Сережей АДАМОВЫМ – «Жизнь до цифры» и живописцем Александром ПЕЧАТНОВЫМ (1957–2015) – «Душа моя».

На открытии «Диалогов» в художественном музее 16 июня музейщики пошутили, что нынешний сезон у них проходит под знаком юбилея Павлушина. Действительно, в выставочном плане этот год для фотографа плодотворен как никогда. Сам день рождения 3 апреля автор отметил романтической коллекцией «Не kissни», представленной в холле музея. В мае к закрытию сезона в Рязанской филармонии была презентована новая серия из музыкального цикла «Классика жанра», которую (внимание!) с 10 июля можно будет увидеть в библиотеке имени Горького. До 11 июля в галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская» работает коллективный фотопроект ««Рязань. Век двадцатый». Кульминацией выставочного бума стали «Диалоги».

Круглая дата – 60 – обязывает. Мастер литературного слова к этому сроку выпустил бы мемуары, артист – затеял бенефис. Для фотографа единственно верным способом саморефлексии были и остаются выставки. Сама жизнь измеряется ими: символично, что к нынешнему году в резюме Павлушина накопилось 30 персональных выставок (не считая десятков коллективных). И если учесть, что первую персональную он сделал в 30 лет, то арифметика сходится. 

Сколь угодно могут радовать забиваемые терабайты памяти и «лайки» на интернет-просторах, но только музейные залы дают ощущение целостности и завершенности. В этом случае актом творчества становится не только сам материал, но и способ его оформления и подачи, составление экспозиции. 


«Душа моя» – диалог, где фотография и акварель словно растворились друг в друге. Единая тема: природа родного края. Единое настроение: бесконечное любование. И единое желание: запечатлеть живую, ускользающую красоту. Окрашенное закатным солнцем облако красного дракона… Накатывающее душистыми волнами луговое разнотравье… Белоснежное перышко, застывшее на озерной глади… Каждый говорит на своем языке: Печатнов – акварелью, Павлушин – фотографией, но об одном и том же. И как это было при жизни Саши Печатнова, безвременно ушедшего в прошлом году, – понимают друг друга без слов.


Еще один диалог фотографии и акварели – «Океаны Утенка». Диалог яркий и увлеченный, где авторы взахлеб и наперебой обмениваются впечатлениями от маленького французского острова со смешным названием Hoеdic (Утенок). Крохотный островок в Бискайском заливе можно обойти по периметру за пару часов. «Да, по правде сказать, он и не заслуживает называться островом – возомнившая о себе кучка песчаных дюн, скалистый хребет, вздымающий их из атлантических волн…» (© Джоанн Харрис «Остров на краю света»).

Небольшую деревеньку населяют несколько десятков местных жителей, промышляющих рыболовством. Здесь нет асфальтовых автотрасс, но есть тропинки, петляющие в ежевичных зарослях. Нет ни одной машины, но есть угрюмые дольмены, сторожащие покой своего первозданного края. В отлив здесь оголяются громадные камни, усыпанные гроздьями черных мидий. А устрицу можно подцепить ножом и, ополоснув в волне, съесть прямо на месте.


Hoеdic – остров, где правят песок, ветер, океан, солнце и камни. И акварельные листы Галины Шуваевой в точности передают это ощущение. Лишенные яркой палитры, они словно выскоблены морской водой и выжжены палящим солнцем. Рассматривая их, чувствуешь на губах соленый привкус. Невесомые, наполненные воздухом полотна, где стерты границы между небом, водой и твердью и царит одна нерукотворная Стихия.


На фотографиях Павлушина эта Стихия обретает плоть и кровь. Островные пейзажи автор соединяет с фактурой: песка, камней, ракушек, травы и морских волн. Краски сгущаются, а сюжеты наполняются мощной витальной силой.

Необычен и способ подачи коллекции. Словно утешая крохотный островок, фотограф печатает свои снимки на больших баннерах. Выставленные без классических стекол и рамок, лишь прихваченные тонкими деревянными рейками сверху и снизу они заполняют все пространство музейного зала как корабельные паруса. «Такого Павлушина мы еще не видели», – однозначно сошлись во мнении зрители.

В третьей части проекта Андрей Павлушин и его армейский товарищ (а ныне скульптор) Сережа Адамов вспоминают, какой была «Жизнь до цифры». Жизнь, когда творчество предполагало ручной труд, а не хитроумное сочетание нулей и единиц в бездушном процессоре. И когда люди умели смотреть по сторонам, а не только в экран монитора.

Так изумленно озираются вокруг себя шамотные человечки Адамова. Облокотившись, завалившись на спину, раскинувшись и тыча пальцем в небо, они удивленно взирают на наш мир глазами-дырочками из своей доисторической эпохи. И не стесняясь глиняной наготы, выглядят абсолютно естественными и простыми.


 

В отличие от замысловатых фотографий Павлушина. Его «Жизнь до цифры» – это ретроспектива, начиная с 1970-х годов до нулевых. Все – исключительно бромосеребряные снимки, отпечатанные вручную со сложными вмешательствами. Контратипия, изогелия, соляризация, мультиэкспозиция при съемке, печать с нескольких негативов, химическое тонирование – сегодня эти фотоприемы звучат как алхимические заклинания. Выставка адресована, прежде всего, молодежи: показать, что и без модных гаджетов и компьютерных программ можно создавать головоломные коллажи и эффекты.


На выставке можно увидеть карты-дамы Павлушина из серии «Игра в модерн», выполненные для дизайна казино «Скрип колеса» (и фотографии, и само казино уже стали легендой). Знаменитая серия ню «Растворенные в свете». Концерт еще безбородого и длинноволосого Бориса Гребенщикова. Широко улыбающийся Андрей Миронов, выступающий на рязанском заводе. И блестящая фотоновелла о воздушных гимнастах Лауреатах Премии Ленинского комсомола, заслуженных артистах РСФСР братьях Пантелеенко, относящаяся еще ко времени работы Павлушина в цирке (да, было и такое!).

И если первые «Диалоги» показали, что такого Павлушина, повторюсь, мы еще не видели. То этого Павлушина вы уже успели забыть.

Выставки «Океаны Утенка» и «Душа моя» работают в Художественном музее до 20 июля (ул.Свободы, 57), а «Жизнь до цифры» можно увидеть в Музее истории молодежного движения до 20 августа (ул.Свободы, 79).
 
Вера НОВИКОВА