Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№13 от 7 апреля 2016 г.
Рязанская жертва мельдония
Пройдется ли дзюдоист Михаил Пуляев по Бразилии в белых штанах?



С начала года целая серия допинговых скандалов буквально захлестнула российский спорт. Столь незавидная участь выпала большей частью на ведущих атлетов страны в самых различных видах, а это значит, главных кандидатах на поездку на предстоящие Олимпийские игры в Бразилию.

До начала нынешней недели беды обходили рязанцев стороной, а тут как гром среди ясного неба. Агентство «Весь спорт» сообщило о том, что уведомления о нарушении допинговых правил получили сразу четыре ведущих российских дзюдоиста, в том числе и главная олимпийская надежда нашего региона, серебряный призер двух последних чемпионатов мира, победитель турниров серии Гран-При, бронзовый призер I Европейских игр Михаил Пуляев.

Как не трудно догадаться, во всех случаях дал о себе знать злополучный мельдоний – препарат таинственный, и как выясняется, беспощадный. Созданный по заказу Министерства обороны СССР еще в прошлом веке как средство, мобилизующее жизненные силы в тяжелых условиях, он без малого полвека спустя поставил под сомнение достижения уже сотен спортсменов из многих стран. И, как не трудно догадаться, пока больше других от него пострадали именно россияне.

Кто-то, как теннисистка Мария Шарапова, попросту не знал о внесении мельдония в список запрещенных, а кто-то, как волейболист Александр Маркин, принимал его до середины декабря, в надежде, что оставшегося времени будет вполне достаточно для того, чтобы избавиться от последствий. Но подавляющее большинство спортсменов, как тот же скелетонист Павел Куликов, прекратили его использование еще в конце прошлогоднего лета, когда только стало известно, что он попадет под запрет. Однако даже подобная дальновидность не уберегла их от положительных допинг-проб.

Поскольку случай сей не единичный, то становится очевидным, что срок вывода мельдония из организма составляет достаточно продолжительный период времени, и сказать более-менее точно какой, пока никто не в состоянии. В том числе и его создатель латвийский ученый Иварс Калвиньш, который был возмущен, когда его детище приравняли к допингу, который таковым не может являться по определению. Мельдоний уже не один десяток лет приходит на помощь больным-сердечникам.

Соответствующее исследование показало, что медьдоний является защитным препаратом, который не приводит к увеличению производительности энергии или физических способностей. Он не помогает спортсмену выиграть, а лишь придает организму способность выдерживать запредельную нагрузку и быстро восстанавливать энергетические резервы. Для профессиональных спортсменов восстановительные мероприятия имеют важнейшее значение, но ведь так можно дойти до того, что и витамины могут оказаться в числе запрещенных, поскольку тоже помогают восстанавливать жизненные силы.

Проблематично делать какие-то далеко идущие выводы в столь запутанном вопросе, в котором пока не в состоянии разобраться даже мировая спортивная элита. Но уже бытует точка зрения, что в список запрещенных препаратов мельдоний попал вовсе не случайно, а был включен туда по той причине, что слишком уж популярен в спортивной среде выходцев из бывшего Советского Союза, где, собственно, и появился на свет. И подобная версия вполне имеет право на жизнь, поскольку зарубежные аналоги этого средства (а такие, наверняка, имеются) под санкции WADA (Всемирное антидопинговое агентство) до сих пор почему-то не попали.

Так что же Михаилу Пуляеву сотоварищи, подобно Остапу Бендеру, уже не ходить по Бразилии в белых штанах? Надеюсь, ставить точку в этом вопросе еще несколько преждевременно. Хотя бы по той причине, что до сих пор не удалось установить хотя бы примерный срок вывода мельдония из организма. Многое будет зависеть от руководства российского спорта, которое должно занять твердую позицию и добиваться оправдательных приговоров. В противном случае Олимпийские игры в Бразилии вполне могут стать всеобщим национальным бедствием.
 
Юрий МАТЫЦИН