Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№13 от 7 апреля 2011 г.
Супер, Гут!
Вздохи, поцелуи, танцы и шампанское на рязанском концерте Венского Штраус-оркестра



В финале концерта зрители устроили бурные овации, пританцовывали в проходах зала, поднимались на сцену и танцевали вместе с музыкантами, подпевали во весь голос и дружно посылали на сцену поцелуйчики. И речь идет вовсе не об очередной гастроли новомодной поп-звезды. С таким эмоциональным всплеском прошел 2 апреля в Рязанской филармонии концерт Венского Штраус-оркестра под управлением Петера Гута.

Прославленный коллектив с многолетней историей любят и ждут во всем мире: классическая венская музыка в оригинальной интерпретации Штраус-оркестра покоряет Европу, Америку, Азию. Российские гастроли оркестра начались 13 марта, концерт в нашем городе оказался завершающим в этом трехнедельном цикле.

Судя по репризам дирижера, это были не самые легкие гастроли (еще при перелете у виолончелистки разбился инструмент, в результате чего в каждом российском городе ей приходилось играть на новой виолончели), но, пожалуй, самые благодарные: по крайней мере, аплодисментов рязанской публики хватит еще надолго!.. Действительно, изящество исполнения – очаровывает, а красота музыки – трогает самую душу. «Как вы можете сидеть на месте? – удивлялся Петер Гут. – Это же танцевальная музыка!»

На самом деле, зритель, привыкший к строгим академическим концертам классической музыки, удивится сочетанию виртуозности исполнения и непринужденности поведения на сцене музыкантов. Исполняя музыкальную шутку, оркестранты могут и шампанского пригубить на сцене, и посидеть друг у друга на коленях, и подыграть солистке в сцене ревности, а, примиряясь, обменяться поцелуями!..

Согласно венской традиции, существующей еще со времен Штрауса, Петер Гут дирижировал со скрипкой в руках, одновременно выполняя функции конферансье. Благо, маэстро, учившийся в свое время в Московской консерватории, хорошо владеет русским языком. Поэтому музыкант с легкостью управлял и оркестром, и зрительным залом. В «Галопе вздохов» Иоганна Штрауса-отца зал по взмаху Гута дружно вздыхал («Сейчас времена тяжелые: кризис, землетрясения – давайте повздыхаем!»). Под польку «В лесу Крапфен» звонко целовались, а рязанский мальчишка из зала бойко исполнил в финале соло на «кукушке».

Иоганн Штраус-отец и Иоганн Штраус-сын, Имре Кальман, Франц фон Зуппе, Роберт Штольц, Франц Легар…

«Цыганский барон», «Весёлая вдова», «Пиковая дама», «Сильва», «Ночь в Венеции», «Вальс Императора»…

В программе «Императорский вальс», представленной в Рязани, звучали как популярные классические произведения, которые зрители узнавали по первым нотам и встречали аплодисментами, так и менее известные мелодии венской школы, музыкальные шутки, отрывки из оперетт. В программу были включены также хореографические номера и вокальные партии: вместе с оркестром выступает солистка Венской оперы Моника Моссер. А закончилось все в лучших русских традициях: «Калинкой-малинкой» и дружным хороводом, переходящим из зала на сцену!

…В Вене со Штраус-оркестра начинается каждый новый год: 1 января именно он открывает знаменитый Венский бал. В Рязани Штраус-оркестр дал официальное начало весне: любви и солнцу – быть!
Вера НОВИКОВА Фото Андрея ПАВЛУШИНА