Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№08 от 7 марта 2021 г.
Чудесный долгожитель
 Спектакль о слепоглухонемой девочке не сходит со сцены Рязанского ТЮЗа уже 30 лет

Жизнь произведений искусства принято измерять вечностью. Но в конечном итоге все определяет живой контакт со зрителем. Стоит только оказаться в запасниках, как даже самый прекрасный шедевр рискует уйти в небытие. Спектакль «Сотворившая чудо» был поставлен в Рязанском ТЮЗе еще в 1991 году. Но в отличие от «коллег», которые, как правило, собрав свою долю аплодисментов, благополучно списываются спустя несколько сезонов, он счастливо живет на сцене вот уже 30 лет.



Пьеса Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо» основана на реальной истории американской девочки Элен Кэллер. Родившаяся в 1880 году, Элен еще в младенчестве переболела менингитом, в результате чего потеряла зрение, слух, что полностью задержало и развитие речи. Запертая в собственном теле, девочка фактически превращается в «звереныша». Уже потом, будучи взрослой, Элен Келлер вспоминала, что в первые шесть лет своей жизни она испытывала три главных чувства: любопытство, страх и гнев. Ведомая дикими инстинктами, она буквально терроризировала свою семью, требуя немедленного удовлетворения всех прихотей.



В это время в семье Келлер и появляется спасительница – юная воспитательница Анни Саливан. Она ставит перед собой задачу, казалось бы, невыполнимую: разбудить мозг девочки. Именно этот переломный момент зритель наблюдает в спектакле Рязанского ТЮЗа.



Анни приходится вести настоящую войну. С доведенными до отчаяния родителями. С их жалостью, сводящей на нет все попытки дисциплины. С тяжелым недугом девочки, который, казалось, навечно закрыл ее разум. Лишенная основных каналов коммуникации, Элен словно блуждает в темной глухой комнате. Но Анни вкладывает в ее руку путеводную нить, пробившись через единственное доступное чувство: осязание. Впрочем, счастливый финал этого непростого спектакля доказывает, что, наверное, все-таки есть еще и шестое чувство. Именно оно и отвечает за сотворение чуда.

Семейная атмосфера

За время существования в постановке сменилось несколько составов артистов. Но в двух ролях исполнительницы остаются неизменны: 30 лет роль мамы Кэт играет Валентина Федотенко, а роль служанки Винэй – Римма Чеканова. И лишь недавно в паре с Валентиной Петровной эту роль стала исполнять Инесса Чернявская, а Валентина Петровна иногда заменяет Римму Ивановну. О рождении спектакля вспоминает Валентина ФЕДОТЕНКО:



– Эта постановка произвела очень сильное впечатление в свое время, и до сих пор не утратила энергетического заряда. Причина этого, по моему ощущению, в том, что режиссер Александр Шелыгин сумел создать на сцене по-настоящему семейную атмосферу. Изначально в спектакле было два состава «семьи». Но очень скоро осталась только наша «пара»: я играла маму, и моим партнером был з.а. РФ Владимир Диканский (сегодня эту роль играет з.а. РФ Юрий Антонеев,В.Н.). И главное, о чем нас просил режиссер – это никогда не меняться, сохранить это тонкое душевное состояние. «Обнимитесь перед спектаклем, подержитесь за ручки, – так он нас настраивал, – вы же играете мужа и жену, поэтому должны чувствовать друг друга». Мы этот настрой искренне приняли и старались удержать его и дальше. Хотя, конечно, годы внесли свои коррективы. Одни артисты уходили, на их место приходили другие. Каждый вводящийся приносил свое видение и настроение. Но при каждом вводе, на каждой репетиции мы стараемся воссоздать ту, изначальную, атмосферу.

Залог долголетия этого спектакля, по-моему, в его подлинной сути. Пьеса была написана по реальным событиям, поэтому эта история так трогает зрителя. Когда мы начинали репетиции, режиссер дал нам такую установку: будем ставить мелодраму. Не драму, как это прописано у драматурга, а мелодраму. Поэтому финал нашего спектакля очень оптимистичный. Он дает надежду: на излечение, на преодоление всех трудностей и, главное, на будущее.

Оказаться в западне

Роль Анни – учительницы, которая творит чудеса – ключевая в спектакле. Сегодня Анни играет Анна КОМАРОВА:



– Когда я пришла в театр, спектакль уже активно шел в репертуаре. Анни тогда играла Ольга Прищепова, в роли Элен я видела и Людмилу Сорокину, и Ларису Силину. Помню, что постановка поразила меня своей атмосферой. Спектакль затягивает, его героям невозможно не сопереживать. Конечно, потрясает игра артистов, особенно преображение, которое происходит в роли Элен. Первой в этой роли я увидела Людмилу Яковлевну Сорокину, и это был настоящий шок. Взрослая актриса – и вдруг такое превращение! На сцене она, действительно, становилась ребенком! До сих пор помню ее огромные глаза, глядя в которые почему-то не сомневаешься, что они слепые. Настолько они были неподвижные, ни на что не реагирующие. Меня, как актрису, это впечатлило. И подсознательно я даже примерила эту роль на себя, хотя осознавала, что ростом я не травести. 

О роли Анни, честно скажу, даже не мечтала. Мне все казалось, что еще «не доросла». Но вот уже почти десять лет, как «доросла». И, знаете, главная трудность оказалась в том, что я «насмотрелась» этого спектакля с другими актрисами, и их исполнение уже вошло в подкорку. И здесь меня поддержала наш худрук Марина Есенина, которая помогла взглянуть на этот образ по-иному. Какая она, моя Анни? Она очень чуткая, внимательная и справедливая. 

…Играя в этом спектакле уже десять лет, поневоле постоянно его обдумываешь. Конечно, в пьесе выведена конкретная история: есть слепоглухонемая девочка, есть юная учительница, которая пытается сделать ее полноценным человеком. Но, глядя на современный мир, понимаешь, что вовсе не обязательно быть ребенком-инвалидом, чтобы оказаться в западне. Как часто можно встретить такое «слепоглухонемое отношение», например, от родителей, ровесников, общества. Тема очень глубокая и должна быть близка зрителям любого возраста.

Подаренная надежда

Вспоминая 1991 год, заведующая литературно-драматургической частью театра Жанна СЛОБОДСКАЯ рассказывает, что спектакль очень ждали. И до сих пор всякий раз, признается она, так и тянет зайти в зал, особенно ближе к чудесному финалу:



– 30 лет – даже для человека это много. А для спектакля – целая жизнь! Роль Элен сейчас исполняет Екатерина Волкова, ей 26 лет. Получается, что актриса моложе спектакля, в котором она играет. И это потрясающе! Дело, как мне кажется, в том, что «Сотворившая чудо» – действительно, очень хороший спектакль. Цельный, крепко сделанный, мощный, атмосферный, с огромным гуманистическим смыслом. С самого начала в нем сложилась прекрасная постановочная команда, все работали в тандеме. В качестве художника по свету был приглашен главный режиссер Воронежского ТЮЗа Михаил Бычков. Сегодня Михаил возглавляет Воронежский Камерный театр. Художником выступил хорошо известный в Рязани Александр Кузнецов. Его сценография – с прекрасной графикой! – служит до сих пор. Серьезно работали с костюмами, реквизитом, прическами. Цветовая гамма, стиль – все выдержано очень строго. Помню, как художник ругался на чемоданы. Их специально купили для Анни и привезли прямо из магазина. Но Кузнецов был страшно недоволен: как может бедная учительницами приехать с такими новыми саквояжами?.. Пришлось специально старить, придавать потертый, изношенный вид.

Спектакль «Сотворившая чудо» мы не раз показывали для детей с особенностями в развитии, приглашали сурдопереводчиков. По опыту могу сказать, что такие зрители оказываются более чуткими и внимательными. Когда после просмотра мы обсуждаем увиденное, они искренне и откровенно говорят о самом главном: «Спасибо, вы подарили нам надежду».

Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Вера НОВИКОВА
Решили взять у производителя ТФХ тренажер для жима ногами лежа, недорого и надежное качество.