Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№48 от 6 декабря 2012 г.
Свежие новости
Следователь Карманов, судья Бандюк, работник Василий Буслаев, адвокаты Хренов и Рублёв
Самооборона в России: либо сидеть, либо лежать
 
Часть 1


 
7 февраля 2012 года Рыбновским районным судом Рязанской области по ч.4 ст.111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) были осуждены жители Коломны Борис Савченков и его сын Александр. Первый на 11 лет, второй на 12. После кассации сроки снизились до 10,5 и 10 лет соответственно. Поданные ими недавно надзорные жалобы на имя председателя Рязанского облсуда Анатолия Музюкина остались без внимания. Отбывать наказание им предстоит в колонии строгого режима. Таким образом, ранее не судимые пенсионер и аспирант оказались вдруг за решеткой, и завтра на их месте может оказаться любой из нас.
 
Житель Коломны Борис Савченков, пенсионер и ветеран труда, с середины 1990-х годов занимался мелким бизнесом: разведением и торговлей курами в сельской местности. Торговал как в Московской, так и Рязанской областях. В этом нелегком деле ему помогал сын Юрий (1978 г.р.), а вот младший брат, Александр, нашел себя в науке. Александр с отличием окончил Коломенский институт Московского Государственного Открытого университета, к моменту приговора являлся аспирантом Национального института бизнеса (г.Москва), уже закончил писать диссертацию, сдал последний кандидатский экзамен.
 
Бизнес Савченковых омрачало одно обстоятельство: параллельно с ними практически в тех же населенных пунктах осуществляла ту же деятельность семья Решетковых, братья Виталий и Денис. Причем конкурентную борьбу они предпочитали вести исключительно с помощью кулаков и подручных средств, чему есть множество свидетельств. Им недостаточно было бесконкурентной торговли в Коломенском районе, Решетковы считали, что и в Рязанской области должны торговать только они.
 
Как обычно в селах торгуют курами? Сначала продавец объезжает населенные пункты и развешивает объявления с указанием дня и времени своего приезда. Таким образом, устроить засаду труда не составляет, чем и пользовались Решетковы. Начиная с 1998 года, на Савченковых было совершено не менее 9(!) нападений, все они заканчивались для них травмами различной степени тяжести. Но полиция на все заявления избитых и покалеченных реагировала весьма вяло. В 2000 году, правда, на Дениса Решеткова все же удалось за причинение побоев Борису и Юрию Савченковым завести уголовное дело по ст. 116 УК РФ, но и оно в результате «протухло» за давностью лет. Постепенно борьба из бизнес-разборок перешла в стадию семейной вендетты: нападали и на не участвовавшего в бизнесе Александра (результат – перелом челюсти), и на его мать Людмилу Викторовну. До сих пор, кстати, коломенская полиция «расследует» два уголовных дела по нанесению телесных повреждений (та же ст.116 УК РФ) Борису и Юрию со стороны Решетковых 6 марта и 13 мая 2008 года.
 
Летом 2008 года, когда нападения на них участились, Савченковы, чтобы себя обезопасить, законным образом приобрели травматические пистолеты «Оса». Причем посоветовали им это сделать коломенские полицейские: мол, мы сделать ничего не можем, так что вы уж как-нибудь сами…
 
Развязка не заставила себя ждать.
 
5 июня 2009 года Борис и Юрий Савченковы приехали торговать в поселок Дивово Рыбновского района Рязанской области. Однако вместо покупателей их там ждали Виталий Решетков со своей сожительницей Еленой Гридиной. Как утверждают Савченковы, не отрицают Решетковы и подтверждают свидетели, Виталий с угрозами бросился к подъехавшей «Газели» и пытался, угрожая ножом, вытащить Савченковых из машины. Последним пришлось быстро покинуть поселок.
 
Было решено ехать в село Костино, где также был назначен день торговли. Чтобы подстраховаться, Борис позвонил в Коломну жене Людмиле и сыну Александру, сообщил о нападении и заодно сказал, что у него резко ухудшилось состояние здоровья (он болен гипертонией). В результате в Костино семья Савченковых собралась в полном составе. Но не успели они начать торговлю перед магазином «У сестер», как на площадке появилась еще одна «Газель»: подъехали братья Виталий и Денис Решетковы с работником Василием Буслаевым и Еленой Гридиной. Объявлений Решетковых в Костино никто не видел, то есть они явно ехали искать Савченковых. И нашли.
 
По поводу того, что случилось дальше, показания сторон, естественно, разнятся. Однако трудно принять на веру утверждения единственного оставшегося в живых из братьев Решетковых – Дениса, что конфликта они не хотели и пытались беседовать мягко и деликатно. А Людмила Викторовна Савченкова  рассказывает следующее: «События развивались очень стремительно. В результате столкновения я, муж и сын Юрий были избиты этой бандой, а кроме того, Решетков Виталий ранил меня ножом. Отбиваясь от нападавших, мой муж совершил несколько выстрелов из травматического оружия. Младший сын Александр, убежав от нападавших, находился в нескольких десятках метров от места происшествия и в потасовке участия не принимал, а из него сделали потом главного обвиняемого!»
 
В результате стрельбы из «Осы» оба брата Решетковых получили ранения в голову. Савченковы тут же вызвали скорую и милицию, которые прибыли минут через сорок. Первая помощь Савченковым оказана не была, братьев Решетковых погрузили и отправили в больницу.
 
Казалось бы, если на тебя или твоих родственников бросаются с ножом, то любые ответные действия являются чистой самообороной. Однако милиционеры рассудили иначе. Рассказывает Александр Савченков: «В участке меня и отца прицепили наручниками к батарее и, угрожая изнасилованием, нанося удары в пах, требовали написать явку с повинной. после чего нас якобы отпустят. Мы настаивали на своей правоте и отказывались что-либо подписывать. Позже пришло известие, что Решетков В.В. скончался в машине скорой помощи от ранения в голову. Мне, моему отцу и брату предъявили обвинение по ст.111 ч.4 УК РФ. Через двое суток отца и брата отпустили под подписку о невыезде, а меня, как главного обвиняемого, заключили в Рязанское СИЗО».
 
Расследование этого дела было поручено капитану полиции Александру Карманову. Как рассказывают Савченковы, за «честное» расследование тот будто бы изначально потребовал один миллион рублей. И утверждают, что есть даже диктофонная запись, где Карманов подтверждает факт получения им 34000 долларов США. Однако есть и другая информация, неподтвержденная, что Решетковы, в свою очередь, предлагали Карманову за расследование в нужном русле два внедорожника. Вероятно, аргументы в пользу Решетковых оказались весомей, так как в ходе расследования Карманов последовательно отклонил все ходатайства Савченковых, в том числе о проверке показаний на детекторе лжи.
 
4 сентября 2009 года судья Рыбновского районного суда Сергей Бандюк принял решение отпустить Александра Савченкова под залог. Летом 2010 года следователь Карманов, прекратив дело в отношении Юрия Савченкова, передал дело в Рыбновский районный суд. Судебное следствие продолжалось полтора года, за это время было собрано огромное количество доказательств, подтверждающих оборонительный характер действий Савченковых. На этом фоне приговор прозвучал как гром среди ясного неба...
 
О других не менее интересных персонажах этой истории, таких как Вася Буслаев, адвокат Хренов и его коллега Рублёв, читайте в следующий четверг в рязанской «Новой». Продолжение следует.
 
Роман СИВЦОВ