Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№17 от 6 мая 2021 г.
Непустой звук
 У педагога Елены Доронькиной есть магические ключи, открывающие детям двери в фортепианный мир

В марте 2021 года Елене Доронькиной – лауреату всероссийских и международных музыкальных конкурсов, руководителю фортепианного отдела и преподавателю ДМШ № 5 им. В.Ф. Бобылева присвоено звание «Почетный работник культуры и искусства Рязанской области».
    
Выпускница этой школы (класс Тамары Зудовой), отучившись в Рязанском музыкальном колледже имени Пироговых у Людмилы Антифеевой и в Москве на музыкальном факультете университета имени Шолохова у профессора Лауры Сердакян, она вернулась работать в родную школу. Музыковед РМК им. Пироговых Лидия Князева так вспоминает одаренную студентку:

– Елена – открытый и добрый человек, добросовестливейшая ученица, всегда подготовленная к занятию, открытая к восприятию нового. Трудно было представить себе более работоспособного студента и порядочного человека. Именно из таких студентов получаются талантливые педагоги. Они всё – самобытность ребенка, его психологический настрой, работоспособность, присутствующую или не очень музыкальность – абсолютно всё примеряют на себя, то есть осознанно и индивидуально подходят к процессу обучения. В таких случаях дети не бросают музыкальную школу, а нередко продолжают дальнейшее обучение музыке.

Любой педагог заинтересован в том, чтобы его ребята не просто работали на результат, но и любили дело, которым занимаются. Музыкальные школы в этом контексте – звено самое хрупкое, потому что требуется особая мотивация для успешных занятий, особенно для родителей. Насколько важна атмосфера в семье, если ребенка отдают учиться музыке, мы и говорим с Еленой Александровной, для которой данная тема – одна из главных, ведь она не просто педагог, но и руководитель отдела.    

Лена была тем ребенком, которого в музыку никто не приводил. Девочка успешно занималась спортивной гимнастикой, и этого, полагали, было достаточно для ее развития. А она, услышав однажды звучание рояля, стала мечтать о музыке. Родители стояли на своем, но… Все же купили ей пианино, потому что на каприз мечта ребенка уже не походила. Теперь она могла в любое время подойти к инструменту, дотронуться до клавиш и погладить их. Кажется, мечта начинала сбываться, но Лене было… двенадцать лет. И вот тут произошло то самое, о чем Елена Александровна говорит сегодня с особым трепетом. Родители, которые никак не были связаны с музыкой, не просто услышали и поняли ребенка. Для поступления в обычную музыкальную школу ей наняли репетитора, чтобы Лену допустили до экзаменов и не отсеяли по возрасту. Можно говорить о том, что случилось чудо, и ребенка приняли. А можно сказать, что трудолюбие, без которого никакой музыкант состояться не может, принесло свои плоды. Лена стала учиться в специальной школе, догнала и перегнала тех, кто поступил много раньше, потому что велико было ее желание. И особая благодарность родителям девочки, которые помогли ей.



– Всякое обучение, – говорит Елена Доронькина, – в первую очередь держится на семье, какими бы выдающимися ни были педагоги. Очень часто талант учителя разбивается о равнодушие родителей. Сейчас, когда детей записывают в музыкальную школу по интернету, трудно получить хоть какое-то представление о кругозоре будущего ученика. Мы не знаем, есть ли у ребенка ритм, слух, музыкальность.

 – Насколько важно взаимодействие юного музыканта со смежными видами искусств?
– Не просто важно, а необходимо. Бывают случаи, когда первоклассник еще ни разу не был ни на концерте классической музыки, ни в музее, ни на выставке. Он не очень знает, что такое балет, никогда не видел спектакля в драматическом театре, не слышал живого оркестра. В лучшем случае ребенка отведут в цирк или в зоопарк. А ведь в нашей филармонии очень хорошие образовательные программы для родителей и детей, направленные на воспитание вкуса и расширение кругозора, развитие эмоциональной сферы. Когда в семье нет музыкантов, где ребенок может услышать живое звучание инструментов? Редко родители слушают классическую музыку вместе с детьми, а ведь для этого даже необязательно идти на концерт. Поехали на природу, пусть звучит в машине музыка. Не «Гоп-стоп», даже если мама с папой поклонники этого глубокомыслия, а музыка пусть звучит. Только так все семейное окружение может помочь малышу услышать мир, разложив его составляющие на звуки.

– Скрипачи, духовики не расстаются с инструментами. Если куда-то едут, везут с собой. Как быть с роялем? Не у всех второй инструмент есть в деревне или у бабушек, которые периодически берут внуков.
– Это наша проблема. Если в общеобразовательной школе родители требуют от детей систематических занятий, то у нас многие сразу заявляют о том, что приходят учиться «для себя».  Что это значит? Не собираются делать музыку профессией для ребенка. Нелепо звучит, потому что детей отдают в школы очень рано. В четыре-пять лет они еще ничего не знают о своей будущей профессии. Так зачем же их лишать права выбора? Родители заранее уверены, что музыка – не та область, которая сможет обеспечить наследника в дальнейшем? Потомственный бухгалтер сегодня лучше? Хорошо, но почему бухгалтеру нельзя для себя прилично поиграть на рояле в конце пыльного трудового дня, сведя, наконец, дебет с кредитом?

Выглядит все это печально, потому что дети могут оказаться талантливыми, слух имеет способность к развитию, а уровень притязаний личности от занятия музыкой никогда не пойдет вниз. 

Елена Александровна эмоционально говорит о том, что является серьезной проблемой в работе. Понять ее можно. Музыкальное образование сегодня – как кружок по интересам, и рассчитывать можно только на себя, если родители не оказывают никакой поддержки, кроме транспортировки ученика на уроки.

– Проблемы начинаются уже с покупки инструмента: можно мы сначала попробуем, а потом... В лучшем случае для пробы покупается цифровая техника. В итоге на уроке ребенок учится на хорошем деревянном инструменте, а дома прыгает пальчиками по пластиковым клавишам. О каком звукоизвлечении можно говорить? К какому звуку ученик привыкает – к тому, что слышит дома или в школе? Как все это свести воедино? Множество подобных вопросов возникает у педагогов, – взволнованно говорит учитель.

Она любит работать с малышами, когда ставятся ручки – пальчики, когда из ничего вдруг что-то вырисовывается, начинает звучать, проклевываться. С радостью говорит об Эмилии Пономаревой. Она учится всего второй год, один из которых пришелся на карантин, но девочку это от музыки не отвадило. Не считаясь со временем, Елена Александровна дополнительно занимается с одаренными детьми. Те ее ученики, для которых музыка – не пустой звук, имеют губернаторские стипендии, а это уже признание мастерства педагога. Как и «Почетная грамота» губернатора в 2015 году для преподавателя Елены Доронькиной.

Елена Александровна любит готовить детей к конкурсам, никогда не выставляет ребенка просто для участия, потому что в работе всегда важен результат. Не ругает за неудачное выступление, но «разбор полетов» делается обязательно, чтобы в дальнейшем избежать повторения ошибок.

Конечно, бывает обидно, если ребенок покидает школу после года-двух обучения. Старшие коллеги успокаивают, говоря о том, что на место одного ушедшего придет другой, более талантливый. Так и получается, но все равно бывает не по себе. Наверное, она просто не может этого понять, вспоминая свое детство, когда музыкой хотелось заниматься больше всего на свете.
Ольга МИЩЕНКОВА