Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№09 от 6 марта 2014 г.
Кармен на трех струнах
В Рязани соединили балалайку и симфонический оркестр

Фото Андрея ПАВЛУШИНА
 
Пожалуй, ни один музыкальный инструмент так тесно не ассоциируется с нашей страной, как балалайка. Однако о ее происхождении до сих пор ходят противоречивые версии, упоминающие и азиатские, и татарские корни. Как бы то ни было, такую любовь и популярность, а главное, такое развитие исполнительского искусства балалайка получила только в России. И сегодня нашей трехструнной любимице подвластны все музыкальные стили. Неограниченные возможности своего инструмента продемонстрировал рязанцам талантливый балалаечник, лауреат международных конкурсов Никита ВАЛЬДОВСКИЙ. 22 февраля на сцене областной филармонии совместно с Рязанским симфоническим оркестром он представил программу «Виртуозные игры в европейской манере».
 
Оригинальная концертная программа, соединившая балалайку и симфонический оркестр, открыла слушателям новые грани народного инструмента. Со сцены звучала музыка Паганини, де Фалья, Листа, Шостаковича. Солирующая балалайка придавала популярным произведениям удивительно свежее звучание! А в исполнении Концертной фантазии Сарасате на темы оперы «Кармен» балалайка проявила такой страстный испанский темперамент, что зрители долго не отпускали Никиту Вальдовского со сцены!
Подготовка такого большого концерта потребовала серьезной подготовительной работы, как рассказал музыкант в интервью. Приходилось приезжать на дополнительные репетиции, по телефону и интернету обсуждать с дирижером Сергеем Оселковым особенности выступления. «Хотелось добиться, чтобы все звучало гармонично и приобрело завершенную форму», – поясняет исполнитель.
 
Такое ответственное отношение к каждому концерту – это тоже особый показатель уровня музыканта. Как показало общение, Никита Вальдовский не только блестящий музыкант, сделавший себе имя на престижных международных конкурсах, но и увлеченный человек, настоящий пропагандист своего любимого инструмента. И хотя, по факту, балалайка появилась в его руках в детстве совершенно случайно, но это оказался тот счастливый случай, который решает всю судьбу.
 
– Балалайку выбрал не я, а родители. Сами родители – выпускники Московского авиационного института. Мама работала в ракетном институте, папа до сих пор занимается геодезией и картографией. В роду у нас музыкантов нет, единственный, кто более-менее связан с творчеством – это прадед, который был архитектором. Так что в нашей семье не было никаких музыкальных инструментов. А вот у друзей родителей была балалайка. На нее и пал выбор.
 
– В классической музыке есть понятие русской школы. Если ли какая-нибудь школа кроме русской в подготовке балалаечников?
 
– Сейчас сильно поддерживают русские народные инструменты в Японии. В «Гнесинку» на учебу приезжают целые делегации из Китая. Очень активно перенимают наши традиции. В некоторых городах, например в Токио, есть оркестр русских народных инструментов, на которых играют японцы. Не переехавшие в Токио русские, а именно японцы.
 
– Откуда такой интерес, как думаете?
 
– У них вообще особое отношение к традиционной культуре (не только к своей, но вообще к любым). Они пристально их изучают и берут самое лучшее, стараясь это развить и применить к себе. Они ищут и это правильно, потому что без традиционного не будет и нового, не будет продолжения.
 
– Каково это – играть классику на трех струнах?
 
– Классику играют, скорее, из-за нехватки репертуара. Народной музыки, конечно, много, здесь выбор большой, но хочется совершенствоваться и двигаться дальше. Поэтому ищущие музыканты-балалаечники стараются подбирать новый репертуар, берут скрипичные, фортепианные произведения, делают переложения для балалайки и за счет этого повышают исполнительский уровень. Плюс сейчас пишется много современной музыки именно для балалайки, например, такими интересными композиторами как Михаил Броннер, Ефрем Подгайц. После Рязани я еду в Кисловодск и Ессентуки, где будем играть как раз концерт Броннера «Время прощать». В общем, балалайка живет и развивается.
 
– Ваши сольные программы также состоят из классических произведений или пробуете поп, рок?
 
– Если есть желание, то сыграть можно все, что угодно, хоть «Пиратов Карибского моря». Но моя направленность – это классическая музыка и современная музыка, написанная специально для балалайки.
 
– Сами делаете авторские переложения?
 
– Есть задумки, но выполняют их другие. Исполнитель, композитор, инструментовщик – это совершенно особые профессии, и каждая требует высокого мастерства и полной самоотдачи. А если ты и там и сям, то в итоге может ничего не получиться вовсе.
 
– Расскажите, пожалуйста, о ваших инструментах.
 
– Балалаек у меня несколько, стараюсь искать хорошие инструменты, выкупать их. Есть много старинных инструментов, и чем они старше, тем лучше у них звук. Сейчас заметный спрос на балалайки в Швеции, Японии, Китае. И наши хорошие балалайки начинают туда уезжать. Допускать этого совсем не хочется, поэтому, если есть возможность, то стараюсь искать деньги, чтобы инструменты остались в России.
 
– В мире балалаек есть свой Страдивари?
 
– Прежде всего, это Семён Иванович Налимов – выдающийся мастер по изготовлению струнных русских народных инструментов. Эта балалайка (Никита демонстрирует свою раритетную балалайку, на которой будет играть концерт, – В.Н.) как раз его рук. Очень старый инструмент, если не ошибаюсь, 1893 года, созданный для Великорусского оркестра. Весьма славятся балалайки Зюзина. Из современных мастеров самый известный, безусловно, Марк Александрович Купфер – уникальный человек, авиаконструктор по профессии. Но помимо основной работы он изготовлял редкостные балалайки, отличающиеся особым звучанием, сочным тембром и удобством для исполнителя. Мой педагог Валерий Евгеньевич Зажигин был знаком с ним лично. Слушая его виртуозную игру, тот и решил заняться изготовлением балалаек. Всего за свою жизнь Купфер изготовил 16 инструментов, и они считаются поистине бесценными. 
 
– Балалаечники не пользуются медиатором. Как при этом защищаете, ухаживаете за пальцами?
 
– Да, указательный палец правой руки – самый многострадальный в этом плане: и ноготь сбивается, и кожа грубеет. Скрипачам, например, которые работают смычком, в этом плане легче: у них в руках стабильный инструмент. Наш инструмент живой и с ним постоянно что-то происходит. К этому надо приспосабливается. Мне, в отличие от многих балалаечников, повезло с физиологией: у меня крепкие ногти и крепкая кожа, поэтому у меня палец целый. А у коллег часто бывают проблемы: стесывается наполовину ноготь, играть приходится «по живому», бывает, доходит и до крови.
 
– Вспоминая легенды скрипичного мира об игре на одной струне, у вас случалось нечто подобное?
 
– Две нижних как раз никогда не рвутся. Рвется первая, а без нее ничего невозможно сыграть, потому что она солирующая. Эта струна железная и звучит ярче, чем две нейлоновые. На ней как раз и играется мелодия. Если уж случается обрыв во время концерта, приходится останавливаться, менять и играть сначала. Все музыканты об этом помнят, поэтому и классические исполнители и народники просто меняют на всякий случай струны перед концертом.
 
– Чувствуется ли особый русский дух в балалайке?
 
– Конечно! Теплота, отзывчивость, трепет – это все русская балалайка!
 
к слову
 
4 марта Рязанская областная филармония отметила 75 лет со дня основания. Атмосфера праздника ожидала публику еще до входа в зрительный зал: в фойе демонстрировались архивные документы, звучала живая музыка, наливалось шампанское и открывалась фотовыставка Андрея Павлушина «3/4», посвященная ярким событиям прошедших сезонов.
 
На праздничном концерте сцену между собой поделили прославленные коллективы филармонии: квартет русских инструментов «Парафраз», ансамбль народной музыки «Ока», Рязанский академический русский народный хор имени Е.Попова и Рязанский Губернаторский симфонический оркестр. Не обошлось и без приятных сюрпризов в виде учрежденной филармонической премии «Золотая нота», впервые врученной на празднике. Ну, а главным подарком музыкантам стал, безусловно, сертификат от губернатора на 2 млн рублей на покупку нового рояля. Кроме того, к финишу подошла благотворительная акция «Скрипка к юбилею». Услышать выполненный на заказ инструмент зрители смогут уже на ближайшем концерте симфонического оркестра 16 марта.
Вера НОВИКОВА