Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№30 от 5 августа 2021 г.
Мораль в рублевом эквиваленте
 Передача епархии рязанской школы № 6 не имеет ничего общего с религией и нравственностью

Любая религия, распространяясь на определенных территориях, начинает существовать на них не только как самостоятельная субстанция, но и как элемент национальной культуры. Православие всегда отличалось особым отношением к человеку и представителям других религиозных течений. Наверное, одно из самых лояльных и миролюбивых религиозных ответвлений. Люди верят. 

Для кого-то вера связана с традициями национальной культуры, для кого-то со спасением души и защитой. Но вот с представителями религиозного культа порою возникают проблемы. История с рязанской школой № 6 тому яркое доказательство.

Тень защиты детей

По решению суда здание школы передано Рязанской епархии. То есть старинное строение предполагается быть отданным в собственность церкви. Предполагается – ибо горожане, которые в курсе вопроса, надеются на апелляцию и более мудрое (да и справедливое и человечное) решение суда по отношению к детям. Это значит, что 600 человек детей плюс педагогический коллектив – милости просим волею Божией и нашей, епархиальной, на улицу. Хотите – ставьте шатры, зонтики, вагончики и на вольном воздухе на лоне природы учите детей. Потому что альтернативного помещения школы пока нет. А мы, епархиальные слуги Божии, воцаримся в центре города в доходном, обустроенном здании со своей кучкой семинаристов, которые, к слову, несколько лет прекрасно обучались в одном из корпусов на территории кремля.



Первая реакция на такое решение суда – знаменитая реплика Георгия Вицина в «Кавказской пленнице» о самом справедливом суде. Ибо первым возникает смех: не может быть! Согласитесь, странно, что суд решает вытряхнуть за шиворот учеников и педагогов из годами закрепленного за школой здания. Без предоставления нового. Но при осмыслении решения суда становится не по себе. А как же государственная позиция «Дети – наше будущее»? А «Всё лучшее – детям»? При условии, что церковь отделена от государства, и это прописано в Конституции. А как насчет выделения епархией денег на строительство новой школы ребятишкам? А насчет местоположения школы, которое учитывает охват населения определенных домов в радиусе этой школы? Дети по велению Божьему должны ездить на транспорте? Первоклашки? Или у нас во всех семьях есть автомобили, и родители малышей довезут? А из школы? Там же не резиновые группы продленного дня и штаты воспитателей «продленки». И не хочет ли епархия выплатить Управлению образования средства, затраченные на ремонт и оборудование кабинетов школы, причем наверняка не только муниципальные, но и средства спонсорской помощи родителей? Поражает, что решение суда о передаче школы было принято накануне Дня защиты детей.

Решение суда – дело одно. А вот позиция епархии – другое.

Помнится, гулял по интернету ролик про совещание руководителей региональных епархий. Сюжет прост: Храм, съезжаются черные шикарные джипы, из них выходят слуги Божии. Но главное – озвучка! Всё действо происходит под знаменитый саундтрек к фильму «Бригада». Как говорится, «сказка – ложь, но в ней намёк». Намёк на бизнес. 

Перов, вера и хватка бультерьера

Давайте честно. Во власти у церкви стоят люди. И власть – она везде власть. В истории со школой № 6 четко прослеживается разделение понятий веры и церкви. Вера – это духовность. А церковное руководство – это бизнес. Как торговля. Думаю, все люди замечают рост цен на свечки и обряды в храмах. Причем происходит он синхронно с ростом цен в торговых сетях и на бензин. Но вот если уважающая себя торговая сеть предоставляет пенсионерам скидки хотя бы в определенные часы, то служители Божии никаких скидок пенсионерам не дают. Покупай, раб Божий пенсионер, свечку наравне с олигархом. Даже в большие праздники, такие, как Пасха. Когда, казалось бы, все должно быть пропитано любовью к ближнему. Но церковные власти предпочитают возлюбить ближних себя. Понимаете, что происходит? Духовность «Пятёрочки» с ее скидками пенсионерам выше духовности тех, кто устанавливает цены в церковных лавках.

Происходящее со школой № 6 смахивает на неприкрытый рейдерский захват епархией объекта муниципальной собственности. Да, есть закон, регламентирующий передачу объектов муниципальной собственности в ведомство церкви. Но в нем тоже установлены рамки и критерии, какое именно имущество подлежит этой самой передаче. 

Интересно, что митрополиту Марку предлагались альтернативные варианты зданий, но все они были им отвергнуты. Отвергнуты – потому как бизнес. Надо отхватить кусок позначимей и подороже. Дети? Боже, о чем вы? Какие дети, когда в умах руководства епархии цель – оттяпать лакомый кусок недвижимости города. С музеем ВДВ не вышло, давай отхватим школу. Но почему бы митрополиту не взять в ведомство епархии здание церкви баптистов? Что было бы и справедливо, и разумно. В центре Канищева стоит церковь, собственно, сектантов, ничего общего с православием не имеющих, – берите! 

Ан нет. И здание не такое крутое, и иметь проблемы с забугорными рассадниками сект в России не хочется. 

То, что церковнослужитель и вера – вещи порой несовместимые, очень хорошо разъяснил известнейший русский живописец Василий Перов. Разъяснил жестко и доходчиво в картине «Сельский крестный ход на Пасху». Просто посмотреть и сопоставить лица сельчан с картины, преисполненные отмечаемым церковным праздником, с лицом местного попа – красным, лоснящимся и пьяным. Поп отталкивает сидящего рядом нищего. Примерно по такому сценарию оттолкнули детвору и педагогов школы, поправ их интересы, труды, будущее. 

Мой ныне покойный сосед по даче в деревне дядя Слава рассказывал, как мальчишеское любопытство заставило их, тогда детей, заглянуть во время поста за алтарь. Там, вспоминал он, стол ломился. И не грибочками с квашеной капустой. А тем самым скоромным, что прихожанину в пост было запрещено. 

Таково лицо «поповщины», ничего общего не имеющего с истинной верой.

Когда один бизнесмен бесцеремонно отнимает бизнес у другого – гадко, но понятно. Но когда Святой отец, служитель Бога, веры и православия в нашей области, вроде как хранитель чистоты и духовности митрополит Марк с хваткой бультерьера выгрызает у детей здание школы – непонятно вообще и никак. С каким лицом предстанете перед прихожанами с очередной нравственной проповедью, уважаемый? 

Время возмутиться

Мэру Елене Сорокиной хочется пожелать удачи при рассмотрении апелляции и напомнить другой исторический пример и действия Великой русской правительницы – Екатерины II. В период, когда монастыри в годы ее правления нахватали в собственность уже неприлично большое количество земель, царица издала указ, по которому упразднила все монастыри, оставив основные, крупные, а их имущество вернула государству. Виват, Екатерина!  

Рязанцам хочется сказать, что случаются ситуации, когда всем миром надо хорошенько огрызнуться и возмутиться. Помочь учителям, родителям и детям отстоять школу. Да какую школу! С давними традициями, богатым и успешным опытом в преподавании французского языка, с грамотным педагогическим коллективом.

Митрополиту же нашему Марку надо бы обратить внимание, что такое – служение Богу и вере. Вера – это когда батюшка спасает от пожара скот своих прихожан. Вера – это когда молоденький солдатик отказывается снять крест под дулами автоматов исламистов. Вера – это Благость в поступках и свет в душах. Служение Богу – это нести людям свет, добро и чистоту своим примером. А вот хапать, отбирать, вгрызаясь в кого? – в детей – это вообще не вера и ничего общего со служением Богу!

комментарий

Арсений Вилков, протоиерей, и.о. руководителя информационно-аналитического отдела Рязанской епархии:



– В данной ситуации затрагивается вопрос преемственности: в стенах здания на Семинарской размещалось одно из старейших учебных заведений Рязани, выпускники которого стали выдающимися служителями церкви. Для школы важно сохранить учебный процесс, а здание для них – это просто коридоры. Для нас же эти стены священны, там даже в интерьере присутствует христианская символика. К примеру, на старинных лестницах мы на каждой ступени встречаем изображение виноградной лозы. Это же прямые отсылки к Евангельским образам. Из-за действий администрации мы снова вынуждены в судебном порядке опровергать ложь, распространяемую мэрией, о том, что, якобы, это здание не являлось епархиальным. Почему бы не перенести школу в здания бывшего училища связи? Территориально это не так далеко.

Автор - педагог, специально для «Новой»
Елена ИВЧИНА