«Зарайская жар-птица» свила гнездо в Рязанском кремле
В Певческом корпусе Рязанского кремля продолжается выставка «Зарайская жар-птица», подготовленная на сопоставлении предметов из фондовых коллекций Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника и Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль». О малоизученном костюме, его особенностях и других нюансах рассказала куратор экспозиции, старший научный сотрудник отдела фондов Анна Дульнева.
![](/images/upload/Выставка Зарайская жар-птица_ Анна Дульнева.JPG)
– Выставка уникальна, потому что среди рязанских костюмов зарайский был практически неизвестен. Его состав, особенности. И эта выставка – результат многолетней исследовательской работы двух музеев: Зарайского кремля и нашего. Три года назад мы впервые встретились, сопоставили отдельные предметы народной одежды из фондовых коллекций и заметили особенности в конструктивных и декоративных деталях. Начали привлекать источники 1840–1890-х годов, в том числе фотоколлекцию Натальи Леонидовны Шабельской, которую отсняли в 1890-е годы ее дочери. К примеру, снимок, где костюм атрибутирован, как комплект одежды Рязанской губернии. Мы можем точно сказать, что это Зарайский уезд.
![](/images/upload/Выставка Зарайская жар-птица 1.JPG)
В результате такой многосторонней кропотливой работы, иногда на ощупь, производившейся очень робкими шагами, мы пришли к пониманию, из чего состоял зарайский костюм. И даже смогли выявить его отдельные особенности. Прежде всего, он строился на основе синей клетчатой поневы. Обязательно в костюм входили рубаха, шушун, нагрудник, передник. Удалось установить, что шушуны были белыми либо желтыми, что связано с финским влиянием. Это архаичные глухие нагрудники, то есть не имеющие вертикального разреза. А также долгие рукава рубах и шушунов.
![](/images/upload/Выставка Зарайская жар-птица 2.JPG)
Еще прослеживается одна любопытная деталь – близость к костюму не только рязанских земель, что прослеживается в желтых одеждах, синей клетчатой поневе, долгорукавках, являющихся отличительными чертами Окского бассейна. Но и к костюму московских земель, тоже практически исчезнувшему. Известно, что бытовала московская понева, но она не сохранилась. Есть сарафан, но он носился в составе с рубахой и передником, которые, вероятно, раньше бытовались поневой, потому что они имеют архаичный декор. И вот этот декор, очень близкий к московскому, сохранился в передниках Зарайского уезда. Это плотные выкладки золотыми и серебряными позументами и вышивки металлическими блестками.
![](/images/upload/Выставка Зарайская жар-птица 3.JPG)
На выставке представлены фрагменты передников из коллекции зарайского купца Александра Тихоновича Бахрушина. Он происходит из известной купеческой фамилии Бахрушиных. Это собиратели Алексей Петрович и Алексей Александрович Бахрушины. Московские меценаты, коллекционеры, один из них основатель Театрального музея, их коллекции известны по всему миру.
![](/images/upload/Выставка Зарайская жар-птица 4.JPG)
Есть коллекция малоизвестного зарайского родственника, она оказалась частью собрания Музея архивной комиссии. Комиссия ее приобрела с аукционного торга после смерти Александра Тихоновича, когда его коллекция пошла с молотка в 1887–1889 годах.
Также мы имеем фрагменты уникальных предметов одежды Зарайского уезда, которые были на Антропологической выставке в 1879 году. Здесь же можно увидеть близкий к московским костюмам и по конструкции с отдельной грудинкой, и по выкладке блестками и позументами передник и его многочисленные фрагменты из коллекции Бахрушина.
Фото автора
Выставка работает до апреля ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и среды. Справки по телефону: 27-60-66.
Георгий ТИТОВ