Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№09 от 5 марта 2015 г.
Свежие новости
Выбор кошельков
Сколько стоит стать рязанским депутатом?


 
На прошлой неделе Рязань вздрогнула (или вздохнула?): председатель «Справедливой России» и экс-глава Совета Федерации Сергей МИРОНОВ пообещал, что возглавит список партии на выборах в областную думу. Прогноз «Новой газеты» (статья «Парламентский блицкриг» от 12.02 с.г.) о том, что списки региональных отделений потянут «паровозы», начинает сбываться. Справедливости ради скажем, что Миронов не стал водить избирателей за нос и честно признался: в случае победы от мандата откажется. Ведь в противном случае ему пришлось бы лишиться места в Госдуме – а это будет уже несправедливо.
 
Медийная подготовка к стартующей вскоре кампании тем временем уже идет. 28 февраля опубликовано постановление губернатора о том, что отныне бесплатное эфирное время партиям, заседающим в региональном парламенте, будет предоставлять «Радио ОК». В предыдущие годы этот статус имел «Серебряный дождь – Рязань», но в июле 2014-го он прекратил вещание. Депутаты на время остались без доступа к ушам рязанцев, теперь эта проблема решена. Телеканалом, освещающим деятельность облдумы, остался «РЕН».
 
Но сколько бы разные партии ни упражнялись в позиционировании себя в СМИ, конечный результат многим известен заранее. Давайте признаемся: если в ближайшие месяцы в стране не произойдет чего-нибудь уж совсем катастрофичного, контроль за Рязоблдумой, вероятнее всего, сохранит «Единая Россия». Да, оппозиция может, учитывая негативные настроения из-за неумения властей справляться с экономическими неурядицами, отвоевать себе больше мандатов. Но не большинство.
 
Причин две. Первая – в одномандатных округах. По партийным спискам ЕР может себе позволить не только набрать меньше 50%, но даже и пропустить кого-нибудь вперед. Но зато оставит за собой округа, где поданные за альтернативных кандидатов голоса просто растворятся. В нынешних условиях теоретически справедливые выборы по мажоритарной системе превратились в соревнования денежных мешков. Как говорят специалисты-политтехнологи, стоимость победной кампании по одномандатному округу может достигать 15 миллионов рублей. Даже если кандидат и без того широко известен, а ему противостоят не слишком сильные соперники, то и тут без пары миллионов «деревянных» не обойтись. В чьих руках у нас сосредоточены основные финансовые ресурсы? Если на выборах в Госдуму на весь город еще может найтись состоятельный оппозиционер или спонсор, то двух десятков на выборах в облдуму таких точно не наберется.
 
Вторая причина – в зависимости электората. У нас много бюджетников: как чиновников, так и, например, рядовых работников поликлиник. Если сюда приплюсовать еще представителей частного сектора, ориентирующегося на госзаказы, то получится, что близкие правящему классу избиратели уже превышают треть от общего числа электората. Кто-то искренне не заинтересован в смене власти, так как получает высокую зарплату или сидит на «распилочной» игле. А кто-то ощущает себя слишком бесправным, чтобы сопротивляться указаниям и настоятельным рекомендациям начальства. 30% голосов «ЕдРу» уже обеспечено – безо всякой агитации. Нужно лишь, используя административный ресурс, разослать правильные письма и сделать нужные звонки.
 
Но для стабильности политической системы, которой все последние годы Рязанская область похвастаться не может, важно даже не чьей победой завершатся выборы, а как они пройдут. Насколько честными будут, можно ли их будет назвать конкурентными. Реальная конкурентность заключается ведь не в количестве формально участвующих партий и кандидатов. Могут участвовать хоть 30 списков, а процесс будет все равно очевидно постановочным – особенно если в регистрации откажут непримиримым. А могут всего три, но при этом всем будет видна действительно настоящая борьба.
 
Об этом же, кстати, говорилось на семинаре для губернаторов, организованном администрацией президента месяц назад. Первый замглавы АП Вячеслав ВОЛОДИН поставил перед региональными властями задачу по созданию условий для политической конкуренции и активного взаимодействия с гражданским обществом. Он отметил, что нельзя, исходя из личных отношений, не допускать тех, кто не нравится. «Доверие к выборам – это доверие жителей к власти. Тяжело будет работать, когда в самом начале оно подорвано. В укреплении этого доверия в основе лежит диалог с обществом», – как будто держа перед глазами пример рязанского городского парламента сказал Володин. Только вот дойдет ли посыл до адресата?
 
Но легитимные выборы – это не только защита от уличных выступлений, но еще и вытекающая отсюда экономическая успешность субъекта РФ. Если сопоставить данные об инвестициях в регионы с рейтингами их политической устойчивости от экспертных фондов, то вырисовывается прямая зависимость. Там, где власти удается находить общий язык, в том числе и с оппозицией, избегать скандалов, туда деньги текут. И наоборот. Ну а кто станет вкладывать в область, где вообще непонятно, усидит в своем кресле ее глава еще хотя бы год или его снимут в наказание за народное недовольство? Зачем инвестировать в регион, где местным правителям хватает ума побить рекорды всей страны по фальсификациям на выборах? Не знаешь ведь, чего ожидать, сколько резьба еще продержится?

Подписывайтесь на рязанскую "Новую" в Твиттере, Фейсбуке и ВКонтакте
 
Сергей ЕЖОВ