Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№43 от 4 ноября 2021 г.
«Критической ситуации у нас нет»
В рязанском минздраве будто не замечают переполненности «красных зон» и бригадного коллапса на скорой

Проблемы рязанской скорой помощи, последнее время постоянно описываемые «Новой», докатились и непосредственно до нас – на минувшей неделе в критической ситуации оказалась мама близкого редакции человека. И тут всплыли новые «сюрпризы» рязанского здравоохранения.

Повторим сразу, что ключевая проблема станции скорой помощи (СМП) нашего города – катастрофическая нехватка бригад. Основная причина – низкие зарплаты. Еще шесть лет назад штат был укомплектован всего на две трети. Теперь люди бегут со станции уже бригадами: только с января по июль этого года уволились 50 (!) медиков. После отток продолжался. В итоге 15 октября зафиксирован исторический минимум – в этот день в смену работало всего 20 бригад. По нормативам их должно быть втрое больше.


Приемное отделение «красной зоны» БСМП

Ехать просто некому

Позже мы отслеживали ситуацию, доходило и до 30 бригад. Но, во-первых, это всего лишь половина нормы, а во-вторых, то были единичные случаи, в большинстве прошедших с тех пор дней так и работало примерно по 20 бригад. А то и меньше: пока остальные на выездах, пара машин может запросто стоять на территории СМП – на всех парах, с водителем, но… без медика. Чем это оборачивается на практике для пациентов?

Вечер пятницы. У 82-летней женщины уже несколько дней как повышенная температура, в остальном были признаки обычного ОРВИ. Врач из поликлиники приходила, выписала лекарства, и болел себе человек потихоньку. А тут температура резко полезла вверх, на таблетки не реагирует, плюс начались проблемы с почками и уровнем сахара. Вызвали скорую.

Прождав бригаду семь часов и не зная, что делать, дочь той женщины Ольга обратилась к нам. Сидим, голову ломаем: из воздуха бригаду скорой не возьмешь. Тем более, вечером – время с 19 до 23 часов всегда самое напряженное на СМП: поликлиники закрыты, они врачей уже не присылают, а до ночи еще далеко.

На своей машине в больницу везти тоже смысла нет – не примут без скорой такого пациента. Значит, надо вызывать частную скорую помощь, благо у них вроде как есть договоренность с больницами о госпитализации. Смотрим в интернете, звоним. И челюсть наша падает.

Драгоценные колеса

В одной из клиник, оказывающих такие услуги, час бригады скорой стоит 2750 рублей. Ну, терпимо, подумали мы, пока не дочитали прейскурант до конца: если пациент с температурой, то час работы обойдется уже в 5800.

Звоним во вторую частную скорую. Тут держитесь: если подозрение на ковид – пять тысяч за полчаса! То есть в лучшем случае услуга обойдется в десять «штук». Так ее еще надо дождаться.

– Ориентировочно сможем приехать не раньше, чем через три часа. Пока все машины заняты, – сообщила девушка на том конце провода.

После таких ценников и сроков перезваниваем туда, где дешевле – «всего» по 5800 в час. Здесь обещают бригаду в ближайший час. Но ровно в эти минуты к «нашей» пациентке подъезжает родная государственная скорая. Итого: время ожидания семь с половиной часов.

– Никаких претензий к бригаде у меня нет. Медики-то здесь при чем? Они такие вымотанные приехали… Видно же, что чуть не падают. Но очень стараются быть внимательными, – позже рассказала Ольга.

Скорую Ольге с мамой пришлось вызывать еще раз уже в воскресенье. Но тут немного вернемся к амбулаторной стороне дела.

Надежда только на себя

Когда у бабули было уже реальное подозрение на ковид, врач поликлиники присылать медсестру за мазком на дом отказалась: «Пусть приходит сама». В 82 года и с высокой температурой… Но даже если бы пациентка до того кабинета добралась, потом ждать результатов, а значит, и назначения лечения – неделю.

Каким-то немыслимым образом Ольга «пробила» мазок, да так, что результаты были уже в воскресенье – коронавирус подтвердился. Не дожидаясь понедельника, когда врач поликлиники назначит лечение, женщина воспользовалась советами знакомых – закупила те препараты, которые они уже опробовали.

Тем временем сатурация, то есть уровень кислорода в крови, падала на глазах. С 84 единиц чуть не за сутки до 72. Госпитализация показана при 80 и меньше. Тут снова пришлось вызывать скорую. Дело, повторим, было уже в воскресенье.

– Врач скорой сказала, что маме нужен кислород, ее срочно нужно класть в больницу. Но мест нет. Медики сами долго кого-то обзванивали, объясняли ситуацию, в итоге оставили маму дома... Нам только посоветовали пробиваться в больницу самим, по договоренности. Как – я не представляю, – рассказала Ольга, которая к тому времени почти не спала уже несколько суток.

Уточним: по договоренности – не значит обязательно по блату. Хотя не без этого. Договориться в этом случае может старший врач станции скорой помощи – бригада сообщает о состоянии, а старший медик узнает, где в больницах Рязани есть место. Этот вариант не прошел – койко-место в воскресенье не нашли. Вне зависимости от койко-мест, персонала в больницах сейчас крайне не хватает. Доходит до того, что памперсы тяжелым больным меняют сами врачи.

«Сейчас в клиниках двести свободных мест»

А в понедельник спасли бабулю наши знакомые из СМП: прочитав материал на сайте «Новой», сами позвонили в редакцию.

– Не может быть, что при таком состоянии не госпитализировали. У нас не было такого. Сейчас узнаем, – заявил наш собеседник.

И выяснил, что места начали появляться: после выходных многих выписывают. Ольга снова вызвала скорую, мы тем временем обратились к министру здравоохранения Рязанской области Андрею Прилуцкому.

– Критической ситуации у нас нет. По мере заполнения, по мере необходимости, мы открываем новые койки в отделениях больниц. Сейчас в клиниках региона около 200 свободных мест, – пояснил Андрей Прилуцкий в понедельник, 1 ноября. – Что касается случая в выходной. Для приема больных с коронавирусом у нас всегда дежурит какая-то определенная больница. Бывает, что в один день столько-то пациентов, в другой – гораздо больше. Обычно при резком наплыве все это разруливается, в том числе и в ручном режиме.

В ручном режиме мы сами и разрулили – спасибо сотрудникам СМП. На этот раз ждали «всего» три часа, но скорая забрала-таки «нашу» бабулю. Ее госпитализировали в БСМП. Когда женщину забирали, «губы совсем синие были».

– Если бы в больницу не взяли, сейчас мамы уже не было, – уверена Ольга.

Вот приедет Мурашко...

Одновременно стало известно, что в Рязанскую область собирается приехать министр здравоохранения Михаил Мурашко. По информации «МК в Рязани», визит назначен на субботу, 6 ноября. Узнав об этом, сотрудники СМП не на шутку возрадовались: те, кто еще работает на станции, очень надеются на его приезд.

Но как он будет проходить? На станции многие уверены, что министр прибудет прямо к ним. Нам бы их уверенность… Старенькой городской скорой федерального министра не удивишь: это же не новый больничный комплекс перед ТВ-камерами открывать. Вероятнее всего, большому начальству покажут что-то из новенького. Строящийся онкоцентр, к примеру.

А подпускать его к простым смертным зачем? Наговорят еще лишнего. Без них же министру доложат, что на станции не 20, а 43 бригады. Эту информацию рязанцам недавно пытались подать под видом правды, «забыв» указать, что такое количество – только по документам. Расскажут, как договариваются о трудоустройстве на станцию выпускников медколледжа и медуниверситета. Только мы это слышим уже годами: младое поколение не активно, но приходит, а потом быстро убегает.

Про зарплаты тоже найдут, что сказать министру. И он, решив, что не все так плохо, вернется в Москву. Так и не раздав долгожданных пинков для скорости. Почему?

Отмотайте в памяти все, что вы слышали о работе скорой помощи в последние недели. Есть в СМИ информация о реальных зарплатах тамошних медиков? Об отсутствии части положенных выплат? О постоянных унижениях от собственного начальства? Где эти заявления? Разумеется, на условиях анонимности, но где?

Их нет. Потому что львиная доля сотрудников скорой дико боятся. Уже и непонятно, чего именно – куда хуже то? Но боятся. А потому сейчас мы обращается именно к ним.

Уважаемые сотрудники станции скорой медицинской помощи Рязани, в первую очередь врачи! Если в ближайшие дни вы не начнете активно общаться со СМИ – необязательно с «Новой», с любыми рязанскими изданиями – и на условиях анонимности, то о 99% ваших бед никакой министр Мурашко не узнает. И уедет. А вместе с ним и наши надежды на вашу нормальную работу.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

«За прошлую смену – две смерти»

Ровно в тот же день, 1 ноября, портал YA62.ru опубликовал обращение сотрудницы СМП к читателям. Анонимное, конечно. Медик призывает не вызывать скорую в случаях из разряда: «Мне плохо, наверное, ковид, температура 37,7». Пока бригада едет на такой вызов, кто-то реально умирает. И это не «пугалки» в будущем времени. Это уже наша реальность.

– За прошлую смену – две смерти только из-за того, что задержка 10 и 12 часов. Приехали бы вовремя, мужчину с инфарктом и женщину с инсультом доставили бы в стационар. Они могли жить. А мы едем к людям с небольшой температурой, но можем только порекомендовать обращаться в поликлинику. Скорая мазков не берет, лечение не назначает, – напомнила медик СМП.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Информация о приезде министра Мурашко подтвердилась действиями руководства скорой помощи. Как стало известно «Новой» буквально за пару часов до сдачи этого номера в печать, начальство СМП срочно обзванивает сотрудников, у которых 6 ноября должен быть выходной, и просит либо требует выйти в смену в этот день. Хотят наскрести 43 бригады, числящиеся на станции по документам… Большинство, наверняка, согласится. И всё со скорой в день визита министра будет «хорошо». Так что, если кто собрался экстренно заболеть, – терпите до субботы.

 

 

 

Екатерина СМБАТЯН