Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№38 от 4 октября 2018 г.
Телеграмма из прошлого
 День рождения Есенина – достойный повод вспомнить о Марлен Дитрих, пиротехническом тумане и пронзительном рассказе Паустовского

Какое место может объединить имена Сергея Есенина, Константина Паустовского, Сергея Никоненко и… Марлен Дитрих? Оказывается, Солотча. 30 сентября в художественной галерее гостиничного комплекса «Боровница» стартовал проект «Литературная Солотча».



В те благословенные времена, когда деревья в Солотче были большими, а дома маленькими, это райское место являлось точкой притяжения для целой плеяды мастеров пера. Есенин, Симонов, Солженицын, Платонов, Вознесенский, Арбузов, Паустовский, Гайдар, Фраерман – даже этот внушительный список далеко не полный. Солотча была источником вдохновения, а порой становилась и «героиней» произведений.



Одно из таких сочинений – рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» – прозвучало в «Боровнице» в исполнении народного артиста РФ Сергея Никоненко. Сюжет этой трогательной истории можно уместить в нескольких предложениях. В глухом рязанском селе Заборье тихо угасает жизнь Катерины Петровны, хозяйки местного мемориального дома, построенного еще ее отцом, известным художником. Единственная дочка Анастасия живет в Ленинграде. Общение с мамой она заменяет денежными переводами, оправдываясь работой и сильной занятостью. Даже призывное письмо матери о том, что эту зиму она не переживет, Настя откладывает в дальний ящик. Последние дни Катерины Петровны скрашивают лишь соседская девочка Манюшка и сторож Тихон. И когда старушке становится совсем плохо, Тихон посылает в Ленинград телеграмму: «Катя помирает». Настя в спешке выезжает, но застает лишь свежий могильный холмик на кладбище…

Примечательно, что эта печальная история, как сказали бы сегодня, основана на реальных событиях и разворачивалась она буквально на глазах писателя.



– Паустовский, впервые попав в Солотчу в 1930 году, был очарован, покорен и пленен этим местом, – рассказывает историк Дмитрий Филиппов. – И затем на протяжении четверти века Солотча становится для него не просто приютом и источником вдохновения. Но и, в известной степени, убежищем от той московской действительности, от которой он, наверное, все-таки бежал. В конце концов, Солотча стала его второй родиной, как он сам об этом говорил. Среди всех произведений, созданных Паустовским на Солотчинской земле в разные годы, рассказ «Телеграмма» занимает совершенно особое место. Рассказ был написан в 1946 году, и появление его было отнюдь не случайным. Дело в том, что сюжет, лежащий в основе произведения, – это реальная история, которую наблюдал писатель, участником которой он являлся. Разворачивались события в доме Пожалостина. Главная героиня рассказа – Катерина Петровна, в реальности Екатерина Ивановна Пожалостина (по мужу Попова), которая была одной из хозяек этого дома в то время, когда в нем проживал Константин Паустовский. И вот ее кончина в 1940 году, грустная и одинокая, побудила писателя со временем осмыслить эту ситуацию и воплотить ее в такое трогательное произведение. Нужно сказать, что все персонажи, которые присутствуют в произведении: сама Катерина Петровна, ее дочь Анастасия, Манюшка, Тихон – все это реальные люди, солотчинские жители. Их имена были в свое время восстановлены благодаря трудам рязанского краеведа Владимира Михайловича Касаткина. И в итоге все это позволяет нам не просто прикоснуться к литературному произведению, но и погрузиться в исторический, человеческий контекст места, где мы сегодня находимся.

О том, насколько пронзительным получился рассказ Паустовского, пожалуй, очень хорошо свидетельствует эпизод, связанный с блистательной Марлен Дитрих. В 1964 году популярная певица и актриса приехала в Москву на гастроли. Одно из выступлений проходило в Доме литераторов, где присутствовал и Константин Георгиевич. После концерта Марлен охотно общалась со зрителями. На вопрос о русской литературе, актриса ответила, что любит творчество Паустовского. И когда выяснилось, что писатель находится в зале, все стали его высматривать. Будучи очень застенчивым человеком, Константин Георгиевич не поднимался, но зал аплодировал, подбадривал, и в итоге писатель вышел на сцену. И тут Марлен, не сказав ни слова, встала перед Паустовским на колени и прижала его руку к своему залитому слезами лицу.

Несмотря на всю трогательность, ситуация вышла довольно казусной. Вечернее платье актрисы оказалось настолько узким, что она не смогла самостоятельно подняться с колен!.. Когда, наконец, ей помогли и волнение улеглось, Марлен Дитрих пояснила, что слезы вызваны рассказом Паустовского «Телеграмма», который потряс ее до глубины души. После его прочтения она считала своим долгом поцеловать руку писателя.

Эта история, как и фотография Марлен, стоящей на коленях перед Паустовским, стали уже своеобразной легендой. Приобщиться к ней можно, посетив художественную выставку в «Боровнице». Помимо фотодокументального ряда на ней представлены иллюстрации к рассказу «Телеграмма», выполненные рязанским художником Владиславом Шестаковым. Холодная, приглушенная палитра картин удивительным образом передает атмосферу рассказа, горестную и безотрадную. И этот живописный ряд стал прекрасной «декорацией» к выступлению Сергея Никоненко, с глубоким чувством представившего рассказ зрителям.



Само присутствие Сергея Никоненко обязывало вспомнить еще одно имя «Литературной Солотчи» – Сергея Есенина. Как пояснил куратор проекта, есениновед Константин Воронцов, Есенин бывал в Солотче в годы учебы в Спас-Клепиках. И после окончания второклассной учительской школы приезжал сюда в гости вместе с подругами-музами Анной Сардановской и Марией Бальзамовой. Дело в том, что старшая сестра Анны Серафима работала учителем в Солотчинской земской школе, где ее и навещала юная компания.





Поэтому, естественно, Сергей Никоненко, знаменитый исполнитель роли Есенина в фильме «Пой песню, поэт…», не смог в эту встречу обойти вниманием творчество великого поэта. Вслед за рассказом Паустовского зазвучала поэзия Есенина. И, конечно, воспоминания актера о съемках фильма:





– Я люблю иногда спрашивать актеров: «Ты когда-нибудь сам выключал камеру, которая тебя снимает?» А вот у меня был такой случай. Это было здесь, в Солотче, не так давно, 47 лет назад. Снимали мы кино про Сергея Есенина. Снимал картину гениальный кинематографист Сергей Павлович Урусевский. И была здесь прекрасная сосновая роща. И в этой рощице мы делали сцену, в которой по замыслу Сергея Павловича должен был стелиться легкий туманчик. И в этом процессе оказалась занята вся съемочная группа! Все абсолютно, в том числе оператор и его помощники, были рассажены по кустам и «нагоняли» пиротехнический дым. За камерой остался один Урусевский. Я играю сцену, выхожу на крупный план… И тут Сергей Павлович со словами: «Дымы не туда идут», – начинает бродить вокруг. А камера-то работает! И я должен играть! Сколько мог я продержался, но в конце концов не вытерпел и кричу: «Сергей Павлович, что делать с камерой?» «Да выключи ее», – спокойно ответил тот. Вот такой случай был в моей «киношной» практике. А практика-то немалая: 58 лет! Буквально позавчера закончил работу над 227-й (!) ролью. Какая-то астрономия уже начинается…



В «астрономии» Сергея Никоненко помимо кинематографической вселенной уже долгие годы существует еще одна «планета» – Есенинский культурный центр в Москве. Этот частный музей, созданный силами народного артиста, существует с 1994 года. Располагается он в квартире, где жила гражданская жена Есенина – Анна Романовна Изряднова: переулок Сивцев Вражек, дом 44, квартира 14. В нескольких шагах от Арбата, в доме, где родился и вырос сам Сергей Никоненко. В этой квартире жил и сын Есенина Георгий, расстрелянный в 1937 году. Сюда приезжала мать поэта Татьяна Федоровна. Бывал и сам Есенин неоднократно. А в сентябре 1925 года сжег в этой квартире свои рукописи перед отъездом в Ленинград.

…И в эти дни, когда весь поэтический мир отмечает 123-летие Сергея Есенина, такие адреса становятся местами паломничества. Рязань, Константиново, Солотча, Москва, Сивцев Вражек – соединенные человеческими биографиями эти точки на карте становятся одним литературным миром.

Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Вера НОВИКОВА