Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№04 от 4 февраля 2021 г.
Тень реституции
 Если рязанскую школу передадут РПЦ, то через суд можно отменить и национализацию 1918 года?

Четыре месяца тянется судебное разбирательство о том, имеет ли право рязанская епархия Московского патриархата на здание XIX века в центре Рязани. Речь идет о доме 6 по улице Семинарской, где с 1940-х годов работает школа № 6 с углубленным изучением французского языка, а первоначально было общежитие для студентов духовной семинарии. 


6-я школа и часовня рядом

Слово «реституция» нашим гражданам знакомо в основном по рассказам родственников и знакомых, живущих в странах Прибалтики: там всем, у кого сохранились документы на право владения, возвращают имущество, принадлежавшее их предкам до 1940 года, потому что все действия советской власти объявлены незаконными. Но начавшиеся в сентябре 2020-го заседания в арбитражном суде Рязанской области показали, что в России тоже есть право на реституцию.

– Органы муниципальной власти с самого начала не возражали, – оправдывались юристы рязанской мэрии, – но в настоящее время перевести образовательное учреждение некуда…

Началось все с президентского указа № 378, подписанного Борисом Ельциным еще 14 марта 1996 года. Он гарантировал возвращение верующим зданий религиозного назначения – то есть прежде всего церквей, мечетей, синагог и так далее. 30 ноября 2010 г. появился федеральный закон № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Ключевые слова здесь – «религиозного назначения»: церковь не может требовать назад хозяйственные постройки или жилые дома, в которых жили священники. 

– Но это здание специально строилось для Рязанской духовной семинарии, – настаивают юристы епархии.

– Но построилось как общежитие для семинаристов, а не учебное заведение, – возражают юристы мэрии.

Суд попробовал выяснить, то ли вообще это здание – поскольку в дореволюционных документах есть данные обмеров, не совпадающие с современными параметрами 6-й школы. На последнем заседании в январе 2021 года изучали, как использовалась двухэтажка во времена империи – выяснилось, например, что в 1916-м ее передали под военный госпиталь. 

– Видите, церковь сама отказалась от здания.

– Ни в коем случае! Просто во время Первой мировой войны патриотически настроенное духовенство решило помочь Родине и временно предоставило армии дом.  

Знания краеведов и справки инспекции по охране памятников внезапно становятся важной информацией, поскольку правовых документов XIX и начала XX веков не сохранилось. 

И если суд все-таки примет решение школу передать, то будет ли это прецедентом? Окажется ли, что в суде можно «переиграть» любые действия советской власти, совершенные более ста лет назад?  

Как-то весной 2000 года в редакцию одной из рязанских газет пришла бабушка. «Помогите мне с землей моего деда разобраться», – попросила она. И предъявила документы о частной собственности на 4,6 десятины земли в Пронском уезде Рязанской губернии, выписанные в 1910 году. Похоже, что ее предок стал участником столыпинской аграрной реформы и выделил свою долю из сельской общины. Попользовался землей, правда, он недолго: в 1918-м вся она была объявлена государственной и лишь предоставленной в пользование крестьянам, а в 1929–30 годах перешла созданному в селе колхозу.

Журналисты подсказали бабушке, с кем поговорить, а заодно и сами пошли послушать эту беседу. 

– Знаете, эту землю можно вернуть только одним путем, – сказал юрист. – Подать в суд иск о признании незаконным изъятие земли советской властью. 

– Да разве такой суд выиграешь? – махнула тогда рукой старушка.  

В ближайшее время мы можем увидеть, можно ли вообще оспорить действия органов управления. И если недействительным признают решение администрации 2020 года, то значит, можно добиться объявления незаконной национализации 1918-го. Ведь тогдашнее начальство, в отличие от нынешнего, пришло к власти в результате переворота, а до 1936 года в стране не было всеобщих выборов.

кстати

Реституцию каких еще строений в Рязани может потребовать церковь?

1. Музей воздушно-десантных войск.
Это здание было построено в 1816 году для Рязанской духовной семинарии, которая и работала там до Октябрьской революции. В 1918-м постройку передали под казармы и военное училище.

2. Главный корпус РГУ на улице Свободы.



Это здание было построено в 1880-е годы для епархиального женского училища. В 2010-м рязанский митрополит Павел сказал: «Мы сейчас не претендуем на это здание, но вы должны помнить, что это наше епархиальное строение, и если оно будет перепрофилироваться: мы первые в очереди». 

3. Камерный зал Рязанской филармонии.



Здание было построено в 1853 году как Сергиевская полковая церковь для частей рязанского гарнизона. Храм действовал до 1917 г. В советское время к нему были сделаны пристройки, в которых работали аптека и магазин. 

4. Один из цехов Рязанского приборного завода.
Здание бывшей Никольской церкви XVI–XX веков оказалось после Октябрьской революции на территории деревообделочного завода (сегодня это Рязанский приборный завод). С храма был снят купол, и он стал одним из цехов предприятия.

5. Дом 54а по улице Фурманова.



В этом жилом доме, где на первом этаже работают несколько сервисных служб, до революции располагалась церковь святой Варвары Великомученицы. Соседний Казанский монастырь уже снял телефильм, где призывает расселить жителей 13 аварийных квартир и вернуть храм епархии.
Андрей ШАМИН