Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№43 от 3 ноября 2016 г.
Баянист первого класса
Создатель оркестра русских народных инструментов – о магии «Коробейников», глухих чиновниках и талантливых учениках


Фото Владимира ИЛЮХИНА

Когда звучат «Коробейники», кажется, что тебя с головой накрывает волна неимоверной силы, и ты попадаешь в водоворот такой восхитительно-страстной стихии, в которой хочется находиться как можно дольше. Потому что пока это море музыки поет и переливается, и сверкает, искрясь оттенками и полутонами, ты сидишь, вжатая его мощью в кресло, вдыхаешь в себя оттенки и полутона, растворяешься в их неземной красоте и, задыхаясь от восторга и головокружения, слова вымолвить не можешь. Потому не существует ничего вокруг, и даже тебя не существует, есть только их музыка, рожденная необыкновенным чудом, название которому Оркестр русских народных инструментов.

А ты идешь вечером после концерта и думаешь о том, какое это счастье, – подобный оркестр в Рязани. Город еще не остыл после суматошного дня, но потихонечку затихает, погруженный в неоновую слепоту. Промозгло и сыро, но этого не замечаешь, потому что ты еще там, в той чарующей бездне оркестрового звучания, среди балалаек и домр, в окружении баянов и бубенцов, и голосистых, слегка охрипших трещоток, и хрустальных колокольчиков с серьезными бубнами. Ты – в магическом звучании волшебных гуслей, под голос которых возносишься куда-то высоко-высоко и растворяешься в вышине октябрьского неба.

Действительно, как это здорово, что в прошлом веке появился в Рязани такой талантливый музыкант и энтузиаст, который очень захотел, чтобы великие «Коробейники» зазвучали и на рязанской земле. Имя этого большого музыканта и доброго человека, Заслуженного работника культуры РФ Александр Иванович ЛАВРУХИН. 

Его в городе любят, и это – истинная правда. Я услышала так много добрых слов о нем, столько восторженных отзывов от его коллег, что не рассказать о нем было бы большой несправедливостью. 

«Нет, конечно, он на репетициях, бывает, и кричит – ведь шепотом, понятно же, никто не услышит, когда оркестр играет. Тут поневоле погромче нужно. Это – нормально. Главное, не то, что кричит, а то, что злости в этом крике нет. Просто звук сильнее. Ну и эмоции, если кто «лажает»*, естественно: тут уж не до шепота. Но вы посмотрите на него – душа-человек. И отзывчивый он – всегда и понять может, и помочь…»

Об этом же мне сказала Галина Николаевна Разутова, когда я заговорила о Лаврухине: «Очень хороший человек Лаврухин, добрый, искренний, бескорыстный. И музыкант первоклассный».

Когда в оценке человека многие, помимо его высоких профессиональных качеств, в один голос говорят о том, что он – добрый, это не может быть случайностью. 

– Родился я 70 лет назад в маленьком калужском городке Людиново в простой крестьянской семье: две сестры умерли во время войны, осталось нас трое. У меня было самое обыкновенное послевоенное детство, со всеми невзгодами и радостями. Случилось чудо: в наш маленький провинциальный городишко приехали два выпускника калужского музыкального училища для создания детской музыкальной школы. Так я стал учиться игре на баяне. «Чтобы собак не гонял», – сказали мне дома, когда отдавали в школу. Понравилось мне заниматься музыкой, с отличием я окончил школу и поступил в Калужское музыкальное училище имени С.И.Танеева, а конкурс был – двенадцать человек на место. Это сейчас мало идут в музыканты, а тогда... – вспоминает Александр Иванович.

Потом была Нижегородская консерватория имени М.И.Глинки, потому что без музыки Александр Лаврухин себя уже не мыслил:

– Курс у нас в училище оказался сильным, четыре баяниста выпустились, трое поступили учиться дальше. Консерватория – это совершенно другой этап жизни и музыкального образования, особенный этап. Таким это было счастьем – учиться в консерватории! 

Добрым словом вспоминает он своих консерваторских преподавателей: куратора Николая Чайкина, преподавателя по специальности Ю.П.Агафонова, педагога по дирижированию Г.П.Муратова – главного дирижера горьковской оперы, который потом стоял во главе оркестра пермского театра оперы и балета. 

– Как Вы оказались в Рязани?

– В 1973 году мой консерваторский однокашник С.В.Нилов, который после окончания консерватории возвращался домой в Рязань, позвал и меня с собой на оркестр баянов. В то время такого коллектива в городе еще не было, а у меня – специализация дирижера оркестра баянов, потому что тогда в нашей консерватории был только он один. Разрастался контингент рязанского училища: приглашалось много педагогов, увеличилось количество поступающих, сформировалось два оркестра – русских народных инструментов и оркестр баянов.
Вся моя жизнь в дальнейшем оказалась связана с оркестром. Пришлось создавать репертуар, и теперь у нас целая библиотека для оркестра баянов. Нашими инструментовками пользовались и в вузах, а оркестр был на хорошем счету: в 1988 году мы заняли первое место в конкурсе оркестров музыкальных училищ московской зоны. В училище я вел и сейчас веду класс дирижирования и класс специальности (баян), выпустил много хороших музыкантов, которые окончили консерватории и успешно работают и в Рязани, и за ее пределами. В оркестре и сегодня играют мои ученики – прекрасные музыканты: Дмитрий Козырев, который сегодня имеет свой коллектив «Рязаночка», Вячеслав Норенко, Сергей Аникин. Много лет играл у меня Сергей Ваньков – нынешний директор первой музыкальной школы, прекрасный баянист, руководитель ансамбля русских народных инструментов «Ока». У нас классический академический оркестр Андреевского образца, в котором есть еще и баяны. Если есть необходимость в духовых, то приглашаем из симфонического гобой и флейту.

В конце 1960-х – начале 70-х в Рязани уже был симфонический оркестр, но к этому времени в городе появилось много хороших музыкантов-«народников». Почему бы не создать оркестр русских народных инструментов? 

Вот такая мысль пришла в голову Александру Лаврухину. Помнил он слова Федора Шаляпина, с которыми тот, в присутствии императора Николая II, обратился к Андрееву – создателю первого российского оркестра русских народных инструментов: 

«Дорогой Василий Васильевич! Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир». 

Не забыл Александр Иванович и о том, что сам император поддержал создание в России первого ОРНИ. С этим и отправился преподаватель Рязанского музыкального училища на поклон в управление культуры города, где и получил, как это водится, чиновничий отказ на свое благое и, как он считал, необходимое есенинско-русскому городу дело. Понятно, что не царский размах и уровень у наших чиновников от культуры, не всегда хорошо они видят и слышат, а потому не отчаялся музыкант и пошел в клуб «Красное знамя», где очень успешно работал кружок русских народных инструментов. Поговорили с директором клуба и решили создавать оркестр. Проще простого, когда на энтузиазме-то! В первую очередь откликнулись педагоги ДМШ №3 города. Занимались по воскресеньям, после трудовой рабочей недели. Разумеется, бесплатно, как это бывает, когда на энтузиазме. 

Вот так и появился в Рязани любительский оркестр русских народных инструментов, в котором играли очень крепкие профессионалы. А длилась эта «самодеятельность» до 1993 года. Коллектив, в репертуаре которого сегодня более пятисот произведений, существует 39 лет, но снова и снова… оркестр держится на энтузиазме, любви и хорошем климате внутри коллектива.

– Мы играм классику, – говорит Александр Иванович, – у нас много тематических программ: к 70-летию Победы, к 120-летию С.Есенина («Звени, златая Русь!») джаз играем. К Году литературы состоялся концерт оркестра по произведению А.С.Пушкина «Метель» на музыку Г.Свиридова. С нашим оркестром выступают юные виртуозы Рязани, в репертуаре оркестра программы романсов. Украшение оркестра – певица Галина Разутова, работать с которой – истинное наслаждение, потому что она – профессионал самого высокого достоинства. Молодые наши талантливые вокалисты – Наташенька Нелюбина и Алексей Свиридов. Большим счастьем было встретиться и поработать с народным артистом СССР, профессором Саратовской консерватории имени Собинова Леонидом Сметанниковым. Мы – дипломанты Фестиваля профессиональных оркестров в Липецке, но хотелось бы съездить на конкурс и еще раз, потому что коллективу оркестра это было бы под силу, есть, что показать публике и жюри. 

Александру Ивановичу очень дороги лауреатские победы его учеников, о которых он может рассказывать долго и увлеченно, потому что в каждой из них – большая часть его бескорыстного труда, и тепло щедрой души, и волнение неравнодушного сердца, ибо он отдает музыкантам не просто свое рабочее или личное время, но еще что-то неизмеримо большее, перед чем слова, как бы хорошо они ни прозвучали, останутся просто словами, которые всегда бледнеют рядом с настоящим делом. 

_______
*«Лажает»: от «лажа» – ложь, подделка; что-либо нежелательное. Музыкальный жаргон – фальшивое исполнение.
Ольга МИЩЕНКОВА