Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№43 от 3 ноября 2011 г.
Автостопом – по Европам
Рязанец Роман Маслихов продемонстрировал системный подход к "бесплатным" путешествиям



В последние годы это интернациональное увлечение стало популярным и у наших соотечественников. Отчаянные туристы путешествуют по воюющим странам Африки и Азии, исследуют неведомые страны, пересекают целые континенты. Я лично дважды пробовал «стопить» в ночной Хорватии и с удовольствием катался, общаясь со случайными знакомыми. Ведь вся прелесть этого увлечения и заключается в путешествиях и новых, подчас диковинных знакомствах. Но речь не обо мне. Мои «автостопы» были краткими и разовыми. В Рязани есть люди, которые очень грамотно и профессионально относятся к этому вопросу.

Мой коллега-журналист Антон Семикин со своими друзьями отправился путешествовать в Азию, о чем, я думаю, по возвращении он напишет сам. И мой хороший друг Роман МАСЛИХОВ вместе с родною сестрой Еленой совершил увлекательный вояж по странам Европы. Это не первое путешествие Романа. И слово хочется предоставить ему. Не исключено, что его советы и рассказ подвигнет кого-нибудь на подобные приключения. Ведь познавать мир, страны, людей – это же здорово!


– Роман, я с увлечением читал твои дневники в интернете. И мне хочется, чтобы ты для читателей «Новой», хотя бы вкратце рассказал о вашем с Леной вояже по странам Европы. С чего начинался маршрут? Какие страны вы посетили? Самые яркие впечатления, которые оставила для тебя и Лены эта поездка.

– Поделюсь опытом, конечно! Автостоп изначально движение альтруистическое и «зажимать» какие-то секреты опыта не принято... Маршрут был следующим: Рязань – Москва – Себеж – Рига – Рим – Палермо – Барселона – Марсель – Вена – Будапешт – Москва – Рязань. Он и был пройден. Оговорюсь сразу, что бесплатное передвижение не является самоцелью для большинства стопщиков. На этом пути было два перелета (Рига – Рим и Палермо – Барселона), а также платные автобусы и поезда. Лишь 2100 км из 10000 за 27 дней это «чистый» автостоп, ну и 2000 на поездах «полузайцами» проехали.  В общем, «галопом», но не жалеем... В той же Риге или Вене и делать-то нечего более одного-полутора дней, если нет конкретных целей посетить что-либо. Для себя давно понял, что нельзя обойти все музеи и посмотреть все достопримечательности, поэтому акцент делаю на общение с людьми, их рассказы о городе, стране... Ну и сам глазею по сторонам, конечно.

Вкратце о пути. Нами самостоятельно были сделаны визы Италии – она была основной целью и 15 дней мы провели именно там. Доехали на поезде до латвийской границы, пешочком перешли границу. Латвийские таможенники оказались очень добрыми и даже разрешили провезти небольшую контрабанду в виде дополнительных четырех пачек сигарет. Потом 300 км стопом до Риги, переночевали в палатке прямо в городе на берегу Даугавы. На следующий день встретились со знакомым по интернету Вальтером. Есть несколько международных сайтов взаимопомощи путешественникам, на одном из них мы и познакомились с Вальтером, и он пригласил нас. У него в это же время гостили двое поляков, и мы тепло общались со всеми. Погуляли по старой Риге, а потом улетели в Рим.

Италия встретила приятной жаркой погодой. Правда, в первую ночь попали под грозу и промокли, так как палатку в такую погоду ставить грех, а просто кусок полиэтилена полностью не спас. Сама столица поразила сразу и навсегда. Я не был ни разу в столь красивом месте! Если решаете, с чего начать, куда поехать – однозначно рекомендую. Это просто огромный музей под открытым теплым небом. За каждым поворотом все новая и новая красотища... Прошли километров 40–50 за два дня, но даже не заметили. Ночевали в хостеле по 12 евро с человека. Там познакомились с множеством европейских ребят и девушек. Один из них Георг (я его Жорой потом называл) из Вены пригласил нас на пути домой заехать к нему, что мы с удовольствием впоследствии и сделали.

Потом был Наполи (Неаполь). Там тоже очень красиво и колоритно. Узкие, длинные улочки. Вкуснейшая и дешевая пицца (тут ее родина собственно). Однако портят впечатления огромные кучи мусора повсюду... Рязань просто медицинская лаборатория по сравнению со столицей Кампании.

Далее нас подвез Фернандо и высадил на пляже чудесного курорта Сперлонга. У него там свой частный уголок с душем и шезлонгами. Два дня купались, гуляли по крохотному горному городку, основанному еще Тиберием, и набирались сил перед рывком на Сицилию. Ночевали мы там и потом по возможности под открытым небом.

Потом мелкими перебежками добрались до Сицилии, переплыв пролив Сциллы и Харибды (Мессинский) на пароме. Прокатились и по ней километров 250 до Палермо. Дорога типа «слева горы, справа море» радовала красотой и возможностью купаться. Возле дороги росли съедобные кактусы, инжир, гранаты, апельсины, оливки и лимоны. Мы их ели периодически: машин долго нет – отошел десять метров, сорвал плод кактуса, перекусил, опять на трассу. В принципе и в магазине фрукты недорогие, но так прикольнее.

В Палермо провели пару дней до самолета. Город не особо большой, но разнообразный по архитектуре. В общем, не скучали.

Затем перелетели в Барселону самолетом «Райанэйр». Барселона, конечно, прекрасна. Сама по себе прямая, широкая и чистая, местами похожая на центр Москвы. Но иногда попадается диковинная архитектура Антони Гауди и контрастирует со строгостью. Про Саграду Фамилию и другие творения Гауди снято и написано многое. Приезжайте и дивитесь! Оно этого стоит. На «Камп Ноу» (домашнюю арену ФК «Барселона») не попали, так как этот уик-энд команда-легенда проводила на выезде...

Далее нас после нескольких пересадок подхватил румын Крис, ехавший аж во Флоренцию. Сначала хотели сойти в Марселе, но решили ехать до Ниццы. Там уже вышли и стали прощаться, но он обратил наше внимание на то, что схода с автобана нету, одни камеры и заборы частных территорий. Время 3 ночи... В общем, доехали до Генуи. Так мы весь «Лазурный берег» с Сан-Тропе, Ниццей, Монако и прочими Сан-Ремами ночью и проскочили. Правда, выходили из машины на ночное Монако поглазеть. В целом не жалеем. Моря и солнца нам хватало. В Генуе мы были приняты институтской подругой Лены Ириной. Очень здорово общались и гуляли. Там же искупались в последний раз в этом году и отправились в Милан. Там тоже жили знакомые знакомых – Миндерт и Лючия. У них в студии провели чудное время за общением и рассказами обо всем.

Потом мы на день «зависли» на трассе. Позиция была плохой и много машин уходило на поворот за въездом на автобан. Но стопить на автобане запрещено – проезжающие полицейские выгоняют. Решили разделиться до Вены. Для опытных стопщиков это в порядке вещей: не везут двоих – уедем по одному (99% дальнобойщиков не берут двоих – у них одно посадочное место). Встретились у Жоры в Вене... Лена обогнала меня часов на 17, хотя я и ехал больше поездами... В общем-то, это закономерно. Но зато я меньше промок и замерз в Австрии, где уже было холодно. Особенно запомнился север Италии. Красивейший альпийский пейзаж!

В Вене гуляли по центру. Погода не радовала, дворцы и памятники уже приелись, поэтому рано пошли домой и общались с Жорой. Рассказывали истории из жизни, обычаи, про учебу и работу болтали, даже объясняли суть сленговых выражений типа «заначка». На следующий день доехали до Будапешта. Погуляли пару часов до заката. Город очень красив и необычен. Буда Кастл (типа Кремля нашего) стоит на возвышении и вид на Дунай, и город великолепный!

Далее автостопом и поездами добрались до украинского Ужгорода, там Лена живет. Оттуда я цивильно добрался домой.

– Если начинающий автостопщик решит последовать твоему примеру, какие бы ты дал добрые советы? Какой обязательный набор самого необходимого следует брать с собой?

– Самое необходимое, что нужно не забыть – это два килограмма вещества, называемого «головной мозг». А так... Палатка, пенка, спальник, обуви две пары, кружка, ножик, ложка, фотик, мыльное добро, шорты, майки, разговорник небольшой, зарядки всякие (автомобильную тоже). Главное, лишнего не переть из одежды, лучше не лениться и в дороге постирать на отдыхе. Считаю необходимым иметь страничку на ресурсах www.hospitalityclub.org и www.couchsurfing.com. Также рекомендую дешевые авиадискаунтеры типа «Райанэйр», «Изиджет» и проч.

– Я думаю, опытный автостопщик прежде изучает предполагаемый маршрут, обычаи и культуру тех стран, в которые намерен путешествовать. Вплоть до кулинарии... Я помню твои рассказы о китайской кухне и необычных деликатесах, которые ты там пробовал, когда путешествовал по этой таинственной стране. Среди автостопщиков много молодых людей, студентов, чьи кошельки не обременены деньгами. Как экономичней питаться в Европе, путешествуя таким образом?

– Питаться в Европе очень неплохо можно на 6–7 евро в день, можно и дешевле. День ели всякие пиццы и пасты, день из супермаркета питались... Супермаркет чем больше, тем дешевле там продукты, как правило... Мы по 500 евро потратили на 27 дней. Это не только еда, но иногда жилье и проезд. То есть на всё...

– Язык жестов интернационален. Чаще всего вы с Леной общались на немецком и английском языках. Приходилось ли со случайными попутчиками и новыми знакомыми разговаривать на русском? И какие самые, скажем так, «экзотические» попутчики встречались вам по дороге?

– Во всех без исключения городах слышали русскую речь. Всякую... Общались, конечно, с адекватами, но если я даже в Суринаме встречу пьяного, матерящегося русского – не подойду...

– А какое главное кредо у путешествующего автостопом?

– Главное – понимание того, что везде есть нормальные добрые люди. Они готовы помочь: подвезти, накормить, рассказать о своей стране... Я не беру, конечно, страны с ведущимися боевыми действиями, хотя и там путешествуют сотни россиян, но это уже экстрим. Я люблю спокойное времяпрепровождение.
Евгений ЧУЙКО