Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№38 от 3 октября 2019 г.
Свежие новости
Антиторпедная атака
 Обозреватель «Новой» вместе с легендарным тренером Сергеем Недосекиным вспоминают самый скандальный матч в истории рязанского футбола

26 сентября 1989 года разделило всю летопись рязанского футбола на «до» и «после». Именно в этот день состоялся, пожалуй, самый судьбоносный и одновременно самый скандальный матч за более чем 100-летнюю историю этого вида спорта в нашем регионе. Той осенью рязанское «Торпедо» было как никогда близко к выходу в первую лигу (аналог нынешней ФНЛ) союзного чемпионата. И если до приезда куйбышевских «Крыльев Советов» в пламенных сердцах болельщиков еще теплилась какая-то надежда, то уже в начале поединка всем стало ясно, что повысить свой класс нам попросту не дадут.

Нежданные фавориты

Но для того, чтобы молодым болельщикам лучше понять значение и атмосферу вокруг матча века, совершим небольшой экскурс в 1980-е. В первой половине 80-х годов главная футбольная дружина Рязанщины основательно застряла во второй десятке табеля о рангах. Наставники менялись один за другим, а показатели, словно заколдованные, ни в какую не желали идти вверх: 11-е, 12-е, 14-е, 11-е, 14-е места. Так продолжалось до 1987 года, когда команду возглавил ее бывший капитан, выпускник ВШТ (Высшая школа тренеров) Сергей Недосекин. Уже с первого захода ведомый им коллектив «взлетел» на четвертую позицию, а в следующем сезоне замкнул тройку призеров. Воспрянувшие духом болельщики терялись в догадках: что же дальше?

А дальше – больше. В первенстве 1989 года «Торпедо» (такое название тогда носила команда) стартовало с восьми (!) побед. И хотя в дальнейшем без осечек обойтись не удалось (случались даже чувствительные), на промежуточном финише рязанцы все же были первыми, опережая шедшего четвертым главного фаворита зоны – «Крылья Советов» – на два очка (столько тогда давали за выигрыш). Во втором круге подопечные Недосекина еще долго оставались во главе пелотона, до тех пор, пока против «возмутителя спокойствия» не применили административный ресурс. 

Сказать, что до этого все было честь по чести, конечно же, нельзя, что не раз отмечалось тренерами. В том же Куйбышеве в игре первого круга были и «дежурный» пенальти (как утверждали очевидцы, сомнительного характера), и удаление Андрея Сломинского на исходе получаса игры с говорящей формулировкой «за нецензурное выражение в адрес судьи». Но, несмотря на все «старания», первое свидание «фаворита» и «выскочки» завершилось далеко не мирной ничьей (0:0). Кипер гостей Анатолий Долгов (кстати, воспитанник группы подготовки «Крыльев Советов») в броске парировал 11-метровый.

Вспомнить все перипетии давно минувших дней вместе с обозревателем «Новой» любезно согласился тогдашний главный тренер «Торпедо» Сергей Иванович НЕДОСЕКИН.

«Ты что, на повышение собрался?»

– Я знал, что будут нас «глушить» по-черному. И ребят об этом предупреждал еще заранее, так что произошедшее неожиданностью для меня не стало. Не мог лишь предвидеть, во что выльется наше поражение от «Крыльев». Я раньше уже рассказывал («Новая» № 33Р от 23 августа 2012 г.), как перед матчем в Калуге меня предупреждал главный тренер «Зари» Игнатов: «Готовься, тебя будут так мять, что мало не покажется». Тогда для меня уже не было секретом, что в высших футбольных инстанциях нас не хотят видеть в первой лиге, и с этим поделать ничего было нельзя. Один из тренеров, учившихся со мной в ВШТ, задал мне вполне резонный вопрос: «Иваныч, ты что всерьез на повышение собрался?» Я лучше всех знал, что для выступления в первой союзной лиге у нас нет практически ничего, но сдаваться не собирался: «Команда займет это место, а уж там пусть решают, кому его отдать». Я все делал для того, чтобы хоть кто-то обратил на нас внимание, если местные власти не желали нас замечать. Я до последнего верил, что нам по силам выйти в первую лигу, но та игра разом перечеркнула несколько лет моей работы. 


Сергей Недосекин и Гарник Авалян (слева)

Перед «Крыльями» тогда открыли ворота настежь. И в этом мы убедились еще за несколько туров до очной встречи с ними, когда нас в Калуге не только схватили за горло (решающий мяч был забит по истечении 90 минут), но и буквально обескровили. За разговоры был удален Авалян, пограничные предупреждения получили Пономарев и Маругин, так что на следующую игру в Тулу мы приехали в разобранном состоянии. Кроме того, необходимо понимать, что куйбышевцы «работали» не только с судьями, но и имели возможности «зарядить» другую команду, которая могла отобрать у нас очки. 

Придуманная рука

– Это была встреча равных по силе соперников с обоюдными шансами на успех. Мы куйбышевцам ни в чем не уступали и, даже находясь в столь незавидном положении, могли забить: были возможности у Пономарева после подачи со штрафного, у Попова. При объективном судействе можно было назначить парочку 11-метровых в ворота «Крыльев», но свисток молчал. Вот эта политика двойных стандартов в конечном итоге и привела к тому, что возмущение зрителей, коих для Рязани собралась очень приличная аудитория, вышло за рамки дозволенного.

Как не трудно догадаться, судьбу матча решил пенальти. «Крылья Советов» выиграли со счетом 1:0 и обогнали рязанцев на один балл. Капитан хозяев Сергей Пономарев играл в подкате, и главный судья Самусенков углядел у него игру рукой. Хотя впоследствии Гарник Авалян рассказывал, что мяч так и отпечатался на майке Пономарева, и каждый мог убедиться в том, что попал он не в руку, а в плечо. Хотя неважно, прав ли был арбитр в этом отдельно взятом эпизоде, другое дело, что на трибунах никто не сомневался: если не в этом, так в другом он обязательно укажет на 11-метровую отметку.


Программка со скандального матча

– Все это видели, но что мы могли сделать? Только играть и не поддаваться ни на какие провокации, в том числе судейские. Нам, тренерам, нужно было ни в коем случае не допустить, чтобы весь негатив выплеснулся на футбольном поле. Не исключаю, что судья этого ждал и мог удалить в любой момент и одного, и другого. Мы не должны были дать ему повод, ведь до последней секунды надеялись спасти матч. И если бы в возникшей в самом конце свалке нам удалось забить, думаю, арбитры уже не успели бы завершить свое черное дело.

Судей вывезли тайно

– Нетрудно догадаться, что после игры я буквально рвался в судейскую, но меня туда не пустили. Заметьте, не милиция, а свои же рязанские люди, и я им за это благодарен. К своим подопечным у меня не было ровным счетом никаких вопросов, и не потому, что мы оказались в качестве потерпевшей стороны. Просто они выполнили тренерскую установку: игру выстроили правильно, когда нужно было – прессинговали, когда нужно было – смещали акценты. И если помните, матч сам по себе получился захватывающим и держал в напряжении до самого конца. Для зрителей – так просто праздник, и мы его не испортили.

В отличие от арбитра. На мой взгляд, именно предвзятое судейство спровоцировало те события, которые произошли впоследствии. Еще во время игры на трибунах, за нашей тренерской скамейкой, какая-то женщина стала провоцировать болельщиков. И многие услышали ее посыл: сразу после матча народ стал буйствовать, требовать судей объясниться. Никто расходиться не желал, стражи порядка искали какой-то выход из создавшегося положения. Попросили меня, дали мегафон, и я дважды пытался утихомирить болельщиков, но вызвал лишь обратную реакцию – они ополчились уже на меня. Тем временем, судей тайно вывезли со стадиона.

Страсти, накалившиеся до предела еще во время игры, после финального свистка получили дополнительный импульс. Не лишним здесь будет вспомнить про русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Так вот если раньше болельщики знали, что их любимую команду засуживают, лишь с чужих слов, то тогда все увидели собственными глазами. Судейский произвол привел в движение до того дремавшие силы, и доведенная до отчаяния толпа двинулась прямиком к главному входу Центрального спортивного комплекса. Требования были простые: побеседовать с главным арбитром по душам. 

По логике вещей чего-то подобного не могло произойти в принципе, и тут переполнявшие всех эмоции вырвались наружу. Как все началось, никто толком не понял. Но, как известно, еще со времен революций, булыжник – главное оружие пролетариата. Из толпы вылетел камень, раздался звон разбитого стекла стоявшего поблизости клубного автобуса «Крыльев Советов». И понеслось. По имеющейся информации, из гостей никто не пострадал, а вот у местных, как минимум, один болельщик получил травму головы – по случайности или злому умыслу, кто ж теперь скажет.

Ситуация накалялась и могла выйти из-под контроля. Но тут неподалеку раздалась сирена – в «горячую» точку города спешили слушатели Рязанской высшей школы МВД и рота оперативного реагирования. Это моментально привело народ в чувство, так что многие покинули стадион еще до их прибытия. Однако самые горячие головы отправились на вокзал – искать судейскую бригаду. 
Юрий МАТЫЦИН