Поначалу от количества синего даже хочется зажмуриться! Будто опустилось небо, украшенное легким кружевом перистых облаков. Или шумной волной выплеснулось море и рассыпалось белой пеной… Однако источник всех этих романтических ассоциаций – вполне прозаический. Можно даже сказать, физически тяжелый и трудозатратный: кубовая набойка – старинный способ декорирования ткани с помощью ручной набойки узора деревянными штампами и окрашивания ее натуральным красителем индиго. Уникальная выставка Веры ГОЛУБЕВОЙ «Синий в кубе», на которой представлены авторские ткани и костюмы в редкой технике «кубовая набойка», работает до 25 сентября в Музее истории молодежного движения.
Укрощение льна
Парадокс цифровой эпохи: работу сложной микропроцессорной техники мы воспринимаем обыденно, без всякого удивления. Наводишь, щелкаешь, перетаскиваешь – что сложного?! А вот ручной труд, который составлял жизнь наших предков, воспринимается как нечто исключительное, непознанное, почти магическое. Даже сама терминология звучит, как заклинание: «Вапа, манеры, баран, куб, индиго, прочищение глазок...» На открытии выставки зрители ходили за Верой Голубевой как завороженные, стараясь не пропустить ни одного слова из ее пояснений:
Сначала подготавливается холст (я использую только лен): делается усадка льна в очень горячей воде. А в старину холст перед нанесением рисунка окунали в слабый раствор столярного клея, чтобы окончательно освободить ткань от воздуха. Затем деревянной доской «манерой» с нанесенным резервирующим составом (вапой) на ткани печатается рисунок. Полотно просушивается и навивается на «баран» – специальный круг с крючками. И дальше уже начинается процесс крашения. Холст погружается в емкость с кубом (бочка с краской индиго), вынимается на время и снова погружается. После такого неоднократного окунания и выдерживания на воздухе ткань помещается в кислую среду, чтобы «прочистить глазки», то есть дать белому рисунку проявиться на синем фоне. И, конечно, лен тщательно прополаскивается. Количество погружений определяет интенсивность цвета: от нежно-голубого до иссиня-черного.
Счастливый поворот
Сегодня на афише рядом с именем Веры Голубевой указывается город Москва, однако родилась и выросла она в нашем городе. Закончила Рязанское музыкальное училище имени Григория и Александра Пироговых по классу фортепиано. Ну, а дальше жизненная траектория выписала причудливую линию: от Алма-Аты до Венгрии – профессия мужа-военнослужащего предполагала частые переезды:
– И везде находилась работа преподавателем или концертмейстером. Но когда муж вышел в отставку, и мы вернулись в Россию, так получилось, что я нигде не могла найти работу. Образовалась неприятная пауза, которая очень меня тяготила. И через Центр занятости в Обнинске меня направили в Школу народных художественных промыслов. Вот там жизнь как-то неожиданно крутнулась в другую сторону.
Коллекционированием и изучением традиционного русского народного костюма Вера Голубева занимается около 20 лет, но красить самостоятельно начала не сразу:
– Почему все-таки синий? Наверное, все пошло от костюма. Огромное влияние оказала научно-выставочная деятельность Галины Александровны Федоровой из Владимира, которая дала толчок возрождению ручной кубовой набойки в России. Я серьезно увлеклась, ездила в экспедиции, искала мастерские в разных странах, наблюдала, как работают красильщики. И, самое главное, у меня собралась большая кубовая коллекция. Соприкосновение с этими костюмами, тканями просто не может пройти бесследно. Я всю жизнь очень осторожно относилась к красному цвету… А вот синий сразу лег на душу.
Работа синильщика – сезонная. В пространстве городской квартиры заниматься таким трудоемким делом невозможно. Так что красить, как рассказывает Вера, приходится в деревне в теплое время года. Под мастерскую приспособили бывший гараж, весь «магический» процесс с индиго происходит в обыкновенной бочке, полоскание – в огромных чугунных ванных. Когда требуется физическая сила при работе с тяжелыми мокрыми тканями, на помощь приходит муж Валерий Голубев. Он же по старинным образцам изготавливает и авторские набойные доски. Ну а в результате получается такая арифметика: за день можно покрасить 4–5 «баранов», на каждом – 4–5 метра ткани, так что за три дня на выходе получается около 60 метров окрашенного полотна. И если учесть, что в месяц таких подходов мастер делает не более четырех, то можно легко прикинуть сезонную «выручку».
Ткань вгоняют в краску
За годы работы Вера Голубева прокрасила уже, наверное, тысячи метров льняной ткани, но признается, что из всего многоэтапного процесса именно этот – до сих пор самый любимый:
– Самое любимое – красить. Знаете, вроде все одно и то же: один состав вапы, одни и те же реактивы – но результат заранее предугадать невозможно. Особенно, когда идет первый подъем «барана», я всегда трепещу! «Как получится?» – каждый раз это загадка, магия. И вот, когда видишь, что все хорошо, ничего не потекло, не обвалилось, выдыхаешь!..
Помимо всего прочего кубовая набойка уникальна тем, что это холодное крашение. Не надо никаких чанов, плит, не надо ничего греть и кипятить. Сам процесс превращения в синее происходит на воздухе. Ткань не красится в бочке! Когда лен вытаскиваешь из раствора, он все такой же белый! И уже при окислении кислородом краситель восстанавливается и в толще волокон образуется нерастворимое в воде синее индиго. Этим и объясняется прочность кубовых красителей: лишь вначале не закрепившиеся на ткани частички индиго слегка окрашивают воду при стирке, белый рисунок не закрашивается, и ткани практически не выгорают.
Профессионализм в кубе
Кубовая набойка пришла в Россию в конце 18 века вместе с красителем индиго. Только он оказался способен прочно и интенсивно прокрасить льняное волокно. Русские мастера в совершенстве овладели техникой, однако за годы советской власти секрет был практически утрачен: современное текстильное производство вытеснило ручное ремесло, дешевый ситец заполнил рынок, а деревянные набойные доски во время войны просто шли в печь.
Сегодня уникальное искусство возрождается усилиями таких увлеченных красильщиков-энтузиастов. На выставке в Музее истории молодежного движения представлены редкие этнографические экспонаты из коллекции Веры Голубевой: старинные кубовые набивные ткани, доски, предметы оборудования. Но большую часть экспозиции составляют авторские вещи: дотошно изучив и постигнув ремесло, мастер «поднимает» его на высоту настоящего времени и творчески переосмысливает. Скатерти, платки, просто полотнища окрашенной ткани украшают стены музея, как огромные синие паруса!.. И главный восторг зрителей – украшения и костюмы, которые Вера создает на основе приемов и техник традиционных ремёсел: ткачество, кищение, шитьё вручную.
На открытии выставки организаторы устроили дефиле авторских костюмов Веры Голубевой. Было удивительно наблюдать, с каким удовольствием девушки, привыкшие к джинсам и футболкам, примеряют льняные наряды. В создании костюмов автор обращается к народному крою и создает модные актуальные образы, способные украсить любой гардероб.
…Один из оттенков синего присутствует даже в фамилии Веры Голубевой. Так что появление в ее жизни кубовой набойки – дело не случайное. В психологии синий цвет указывает на интуицию, стремление к спокойствию и жизненной стабильности. Синий успокаивает, охлаждает и расслабляет. Окунуться в безмятежные кубовые воды автор приглашает всех рязанцев:
– Не знаю, повлиял на это синий цвет или нет, но я стала, пожалуй, более счастливой, уверенной. По молодости была очень обидчивой, расстраивалась по пустякам. А сейчас живу в полном ладу с миром, с самой собой. И в сердце – безмятежная радость.
Фото Андрея ПАВЛУШИНА