Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№34 от 3 сентября 2021 г.
Пересадочная панацея
В Рязани придумывают новый автобусный маршрут, но отказываются слушать специалистов


Администрация Рязани задумалась еще об одном маршруте общественного транспорта, соединяющего две городские окраины. Горожанам предлагают проголосовать за варианты и высказать предложения по автобусной линии, призванной соединить Канищево с Мехзаводом, которые власти назвали «социально значимыми районами Рязани».

Смычка для спальных районов

Предполагается, что на новый маршрут выйдут автобусы среднего класса с интервалом движения 10–15 минут в утренние и вечерние «часы пик» и через 30 минут посреди дня и вечером. Сейчас составляются планы, как его проложить, чтобы маршрут захватывал оба железнодорожных вокзала «Рязань-1» и «Рязань-2», а также обсуждается, продлевать его до Недостоева и направлять ли на Михайловское шоссе.

Сама мысль о том, что нужен транспорт, соединяющий два микрорайона, между которыми раньше никогда не было сообщения (близко подходила только маршрутка №58), означает: власти идут по пути создания транспортных диаметров, проложенных от края до края Рязани. 

Правильно, на что жалуются бедные горожане («Без пересадки не доедешь, приходится лишние 23 рубля тратить»), что потом ретранслируют депутаты («Улучшите транспортное снабжение моих избирателей») – то и делают чиновники.

Между тем урбанисты уже лет восемь говорят совсем о другом. И соседний мегаполис вдруг неожиданно подал пример.

Московско-пражская  находка

С 1 сентября в наземном транспорте Москвы пересадки в течение срока действия билета (1,5 часа) стали бесплатными. Например, по полуторачасовому билету можно вначале от своего дома на маршрутке доехать до остановки трамвая, на нем прогрохотать до нужного района, а там последние две-три остановки преодолеть снова на каком-то местном автобусе. Все это – по одному и тому же билету.

Гораздо раньше такая схема начала действовать в различных европейских городах, Например, рязанцы, посещавшие Прагу лет десять назад, уже видели, что в местных киосках продаются «йизденки» (билеты) на 30 и 90 минут. Первая была дешевле, по ней можно было быстро подскочить в центр. Вторая позволяла, не особенно торопясь, проехать всю столицу из конца в конец.

Если бы в Рязани ввели подобную систему оплаты проезда, то это сразу сняло бы все проблемы с нехваткой маршрутов откуда-то куда-то. Потому что люди, не тратя лишних денег, перепрыгивали бы с автобусов на троллейбусы или маршрутки, двигаясь к цели по кратчайшему расстоянию. Исчезло бы понятие «непопулярных» маршрутов, от которых то и дело отказываются перевозчики и транспортному управлению мэрии приходилось их отдавать «в нагрузку» к более прибыльным.

Что нужно для того, чтобы преобразить общественный транспорт Рязани по московской схеме? Не только взять в подарок списанные в столице автобусы и троллейбусы. Поставить, как там, валидаторы в транспорте (эти аппараты напоминают советские компостеры, ставящие временные отметки) и перевести всех кондукторов в контролеры – чтобы двигались по линии и ловили «зайцев». И ввести единого диспетчера-оператора, то есть систему, которая будет онлайн отслеживать перевозки.    

Тогда жалобы на вынужденные пересадки быстро прекратятся.

Ремонтируй и реформируй 

Правда, могут начаться жалобы на пробки и заторы, пожирающие большую часть из 60 или 90 минут (неизвестно, сколько уж там напишут рязанские власти), отведенных на поездку. Поэтому неизбежно встанет вопрос о «разнесении маршрутов» по разным улицам.

Например, почему полтора десятка линий общественного транспорта проходит по улице Ленина, а параллельная ей улица Горького автобусами и маршрутками почти не используется? С чего бы это по улице Свободы городской транспорт шныряет, а по Вознесенской нет? Улица Гагарина забита, а параллельные Татарская и Ленкома свободны? Почему из Голенчино до сих пор нельзя напрямую (разрыв всего в 700 метров!) проехать в поселок Шлаковый?

Все эти вопросы «Новая» уже задавала. Общественность в соцсетях их подхватывает. Раньше чиновники могли отговариваться нехваткой средств на ремонт дорожного полотна. Теперь территориальный дорожный фонд вырос в несколько раз, областное правительство охотно занимается городскими дорогами – ремонтируй не хочу.         

И реформируй транспортную систему.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ 

Машина «Автоколонны 1310» ушла с молотка за цену в 7 раз ниже своей стоимости

Алексей ДАРИКОВ